Translation
        Первухин Николай Григорьевич (1850-1889)  Н.Г. Первухин - этнограф, фольклорист, археолог - родился в 1850 году в семье, история которой связана с духовным служением. Закончил духовную семинарию в Твери, а затем Московскую духовную академию. После окончания духовной академии Н.Г. Первухин начал педагогическую деятельность, сначала учителем в с. Новом Моложского уезда Ярославской губернии, затем преподавателем русского языка в Тверской гимназии, а спустя некоторое время поступает на службу в главное управление военно-учебных заведений. В 1875-1877 гг. - преподавал историю в Нижегородской военной гимназии и одновременно давал уроки истории и педагогики в Мариинском женском институте. Именно там, в Нижнем Новгороде, Первухин начинает заниматься краеведением. В 1875 г. он представляет в Нижегородский статистический комитет доклад о состоянии отхожих промыслов Арзамасского уезда в середине XIX в., что явилось его первым опытом исследовательской работы. Вскоре он избирается членом статкомитета и продолжает краеведческую работу, приобретая профессиональные навыки. Тем не менее, основные краеведческие исследования Первухина развернулись в Глазовском уезде Вятской губернии, куда он был назначен инспектором народных училищ. С 1885 г. и до самой смерти (от туберкулеза) надворный советник и кавалер ордена Станислава III степени Н.Г. Первухин трудился на благо просвещения, исполняя, помимо своей основной должности, обязанности председателя многочисленных попечительских и педагогических советов, заcлужив за короткий срок уважение жителей Глазовского уезда. <br><br>Археологические исследования в Глазовском уезде Н.Г. Первухин вел первоначально на личные средства, а затем и при финансовой поддержке Императорского Московского археологического общества (ИМАО). Уже 16 января 1887 г. он прислал обществу свои рукописи и коллекции. Вскоре Н.Г. Первухин избирается членом-корреспондентом этого престижного общества. Результатом его археологических изысканий стала работа «Очерк кладовищ Глазовского уезда», изданная Mосковским археологическим обществом. В 1888-1889 гг. Н.Г. Первухин регулярнo присылал туда собранные им материалы как вещевые, так и рукописные. Сотрудничал он и с Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ОЛЕАЭ), Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете (ОЛИЭ). Собранные Н.Г. Первухиным коллекции были высланы на VII и VIII Археологические съезды. Он обнаружил в Глазовском уезде 64 городища, 84 места старых поселений и 157 могильников, из которых 49 мест древних поселений и 110 могильников были исследованы им лично. В первую собранную археологическую коллекцию вошло 1765 предметов, во вторую - 1364 предмета, а в трeтью - 360 предметов, в четвертую, приготовленную к отсылке на VIII Археологический съезд, - 1500 экспонатов. Эту огромную работу H.Г. Первухин провел, опираясь на помощь местных учителей и крестьян. Консультативную помощь ему оказала графиня П.С. Уварова - председатель ИМАО, высылавшая Н.Г. Первухину специальную литературу и дававшая задания по планируемым им раскопкам. Большую роль в его превращении из любителя-археолога в ученого-исследователя сыграли консультации А.А. Спицына - в будущем известного археолога. <br><br>В 1888-1889 гг. Н.Г. Первухин подготовил для ИМАО тщательно разработанную археологическую карту Глазовского уезда, а также ряд рукописей. Три из них были опубликованы в серии «Материалы по археологии восточных губерний Россию) в 1896 г. Работы, опубликованные Московским археологическим обществом, стали лучшим памятником провинциальному энтузиасту науки. Эти публикации следует рассматривать как предварительные, как «опыт исследования». Труды публиковались в первой не до конца обработанной форме дневника или заметок, которые предполагалось изменять, придавая характер научного исследования. Н.Г.Первухин намеревался создать научный труд, но безвременная кончина не позволила осуществить задуманное. О серьезности намерений Николая Григорьевича говорит тот факт, что во вступлении к первой статье он дает четкую структуру своего монографического исследования. В нем он наметил четыре части, в каждой из которых должен был рассмотреть отдельные категории археологических памятников: городища, неукрепленные поселения, могильники и местонахождения. В итоге же были опубликованы три статьи, имевшие предварительный характер. Первая их этих публикации «Oпыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской губернии» достаточно полно соответствует первоначальному замыслу автора: она имеет обширное вступление и содержит подробные описания городищ. <br><br>Не менее интересна и вторая статья Н.Г. Первухина «По следам чуди. У верховьев Камы». Она полностью посвящена верхокамским древностям. Здесь также подробно описаны топография и стратиграфия памятников, дополнены предыдущие сведения. Кроме того, автор приводит перечни всех находок, многие из которых представлены в виде иллюстраций в тексте либо на сводных таблицах. Стоит также отметить, что практически все из известных ныне верхнекамских городищ и могильников были им обследованы или хотя бы упомянуты. Статья заключается аналитической частью. Здесь исследователь впервые отмечает различия между чепецкими и верхнекамскими памятниками. Вопрос об этническом составе края он оставил открытым, но, выделил две более древние и две более молодые народности, назвав их «Болгарскою» и «Чудскою», а последние - «старо-Вотскую» и «старо-Пермскую». Это было одно из первых этнокультурных определений, касающихся территории Прикамья. <br><br>Третья публикация Н.Г. Первухина - «Краткий очерк кладовищ, встречающиxся в Глазовском уезде». Под понятием «кладовища» автор подразумевал не только клады, но вообще все древности. Здесь исследователь опубликовал данные о 24 могильниках и 2 отдельных могилах по р. Чепце, по одному некрополю в верховьях рек Кама, Вятка, Лумпyн. Автор верен себе - приводится подробное описание, планировка могил, анализ вскрытых погребений. Также были рассмотрены памятники особой категории: разбойные станы, местности, связываемые с пугачевцами и местонахождением «костей допотопных животных». <br><br>Анализируя археологическое наследие ученого, можно отметить свойственные его текстам достаточно интересные исторические экскурсы и гипотезы. Так, например, причинами частого перенаселения населенных пунктов он считал подсечную систему земледелия и вражеские набеги, а позднее христианизацию удмуртов в XVII в. Первухин относит Глазовский уезд к южным пределам расселения «Югры», зафиксированной в средневековых русских летописях. Также, ссылаясь на «Повесть о стране Вятской», Первухин датирует появление русских поселенцев на Средней Вятке концом ХII в., что впоследствии подтвердилось раскопками уже в XX в. В любом случае археологические изыскания Н.Г. Первухина до сих пор не потеряли актуальности, а собранные им коллекции находятся в активном научном обороте. <br><br>Не менее важное значение имеет и этнографическая деятельность Н.Г. Первухина. Частые разъезды по долгу службы по уезду, знакомства с местными старожилами, а также сбор языковых материалов у мeстных священников и учителей привели к составлению «Pусскo-вoтcкого словаря Глазовского разговорного наречия», однако литературно обработать его автор не успел. Коллекция предметов домашнего быта удмуртов, относящихся к воспитанию детей, была собрана по просьбе Е.А. Покровского - главного редактора журнала «Вестник воспитания», затем передана на хранение в ОЛЕАЭ. По предложению Вятского статистического комитета Первухиным была собрана коллекция вышивок (около 120 вещей), которая позже была передана на хранение в Этнографический музей Казанского университета. <br><br>Самым важным этнографическим произведением Н.Г. Первухина являются пять «Эскизов преданий и быта инородцев Глазовского уезда. На сегодняшний день это ценнейший и наиболее полный источник по духовной культуре северных удмуртов. Эскизы публиковались в Вятке в 1888-1890 гг. в «Вятских губернских ведомостях» и «Календарях Вятской губернии». Типография отпечатала также их отдельной брошюpoй тиражом 200-300 экземпляров. В первом эскизе «Древняя религия вoтяков по ее следам в современных преданиях» автор рассказывает о главных некоторых второстепенных божествах удмуртов-язычников: Инмаре, Кылдысине, Воршуде, Акшане, Вожо и других. Н.Г. Первухин подробно описывает религиозные обряды, места молений и пересказывает дрeвние предания удмуртов. В эскизе «Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах автор повествует о жертвах, приносимых в честь языческих богов. Здесь же воссоздаются земледельческие обряды и особые праздники в честь духов-покровителей домашних животных. Первухин подчеркивает, что языческим богам в жертву приносились медные и серебряные монеты, домашние животные, птица, пища. В этом же эскизе были описаны земледельческие праздники удмуртов-язычников. Третий и четвертый эскизы посвящены устному народному творчеству удмуртов: молитвы, песни, пословицы, загадки, легенды, сказки. Молитвы он делит на богослужебные, промысловые и бытовые; песни - на хороводные и «на посиделках», праздничные и свадебные, а также заплачки. Ученый приводит 76 сказок и разбивает их на 11 групп, выделяет легенды о богах и полубогах, богатырях и начале вещей, происхождении различий в религиозных обрядах русских, татар и удмуртов. Для нашего времени такое деление можно назвать несколько наивным, но ценность этих данных, прежде всего, заключается именно в их уникальности. Также он прослеживает отражение языческой древности в эпическом наследии удмуртов. В пятом очерке Н.Г. Первухин успел написать только о церемониях, связанных с рождением и бракосочетанием, хотя планировалось рассмотреть все обряды и поверья удмуртов. В конце этого эскиза были помещены на наблюдения над коллекцией вышивок, которую Н.Г. Первухин собирал всю весну 1887 г. Кроме того, в последнем эскизе писывается принципы народной педагогики удмуртов. Материалом ко всей этой обширной этнографической работе послужили не только личные наблюдения самого Н.Г. Первухина, но и письменные ответы на вопросы, составленные священниками и учителями уезда - «знатоками вотского быта». Автором планировалось написать еще два эскиза. <br><br>Труды Н.Г. Первухина, несомненно, имеют важное для науки значение. Казалось бы, с одной стороны, для его работ характерны простота изложения, некоторая поверхностность сопоставления и использования источников, но, с другой стороны, за свою короткую трагически оборвавшуюся жизнь Первухин проделал огромную, прежде всею полевую работу по сбору этнографических и археологических материалов.   [<A HREF="pudm.html">1</A>] [<A HREF="pudm2.html">2</A>] [<A HREF="pudm3.html">3</A>] [<A HREF="pudm4.html">4</A>] [<A HREF="pudm5.html">5</A>] [<A HREF="pudm6.html">6</A>] [<A HREF="pudm7.html">7</A>] [<A HREF="pudm8.html">8</A>] [<A HREF="pudm9.html">9</A>] [<A HREF="pudm10.html">10</A>] [<A HREF="pudm11.html">11</A>] [<A HREF="pudm12.html">12</A>] [<A HREF="pudm13.html">13</A>] [<A HREF="pudm14.html">14</A>] [<A HREF="pudm15.html">15</A>] [<A HREF="pudm16.html">16</A>] [<A HREF="pudm17.html">17</A>] [<A HREF="pudm18.html">18</A>] [<A HREF="pudm19.html">19</A>] [<A HREF="pudm20.html">20</A>] [<A HREF="pudm21.html">21</A>] [<A HREF="pudm22.html">22</A>] [<A HREF="pudm23.html">23</A>] [<A HREF="pudm24.html">24</A>] [<A HREF="pudm25.html">25</A>] [<A HREF="pudm26.html">26</A>] [<A HREF="pudm27.html">27</A>] [<A HREF="pudm28.html">28</A>] [<A HREF="pudm29.html">29</A>] [<A HREF="pudm30.html">30</A>] [<A HREF="pudm31.html">31</A>] [<A HREF="pudm32.html">32</A>] [<A HREF="pudm33.html">33</A>] [<A HREF="pudm34.html">34</A>] [<A HREF="pudm35.html">35</A>] [<A HREF="pudm36.html">36</A>] [<A HREF="pudm37.html">37</A>] [<A HREF="pudm38.html">38</A>] [<A HREF="pudm39.html">39</A>] [<A HREF="pudm40.html">40</A>] [<A HREF="pudm41.html">41</A>] [<A HREF="pudm42.html">42</A>] [<A HREF="pudm43.html">43</A>] [<A HREF="pudm44.html">44</A>] [<A HREF="pudm45.html">45</A>] [<A HREF="pudm46.html">46</A>] [<A HREF="pudm47.html">47</A>] [<A HREF="pudm48.html">48</A>] [<A HREF="pudm49.html">49</A>] [<A HREF="pudm50.html">50</A>] [<A HREF="pudm51.html">51</A>] [<A HREF="pudm52.html">52</A>] [<A HREF="pudm53.html">53</A>] [<A HREF="pudm54.html">54</A>] [<A HREF="pudm55.html">55</A>] [<A HREF="pudm56.html">56</A>] [<A HREF="pudm57.html">57</A>] [<A HREF="pudm58.html">58</A>] [<A HREF="pudm59.html">59</A>] [<A HREF="pudm60.html">60</A>] [<A HREF="pudm61.html">61</A>] [<A HREF="pudm62.html">62</A>] [<A HREF="pudm63.html">63</A>] [<A HREF="pudm64.html">64</A>] [<A HREF="pudm65.html">65</A>] [<A HREF="pudm66.html">66</A>] [<A HREF="pudm67.html">67</A>] [<A HREF="pudm68.html">68</A>] [<A HREF="pudm69.html">69</A>] [<A HREF="pudm70.html">70</A>] [<A HREF="pudm71.html">71</A>] [<A HREF="pudm72.html">72</A>] [<A HREF="pudm73.html">73</A>] [<A HREF="pudm74.html">74</A>] [<A HREF="pudm75.html">75</A>] [<A HREF="pudm76.html">76</A>] [<A HREF="pudm77.html">77</A>] [<A HREF="pudm78.html">78</A>] [<A HREF="pudm79.html">79</A>] [<A HREF="pudm80.html">80</A>] [<A HREF="pudm81.html">81</A>] [<A HREF="pudm82.html">82</A>] [<A HREF="pudm83.html">83</A>] [<A HREF="pudm84.html">84</A>] [<A HREF="pudm85.html">85</A>] [<A HREF="pudm86.html">86</A>] [<A HREF="pudm87.html">87</A>] [<A HREF="pudm88.html">88</A>] [<A HREF="pudm89.html">89</A>] [<A HREF="pudm90.html">90</A>] [<A HREF="pudm91.html">91</A>] [<A HREF="pudm92.html">92</A>] [<A HREF="pudm93.html">93</A>] [<A HREF="pudm94.html">94</A>] [<A HREF="pudm95.html">95</A>] [<A HREF="pudm96.html">96</A>] [<A HREF="pudm97.html">97</A>] [<A HREF="pudm98.html">98</A>] [<A HREF="pudm99.html">99</A>] [<A HREF="pudm100.html">100</A>] [<A HREF="pudm101.html">101</A>] [<A HREF="pudm102.html">102</A>] [<A HREF="pudm103.html">103</A>] [<A HREF="pudm104.html">104</A>] [<A HREF="pudm105.html">105</A>] [<A HREF="pudm106.html">106</A>] [<A HREF="pudm107.html">107</A>] [<A HREF="pudm108.html"><B>108</B></A>] [<A HREF="pudm109.html">109</A>] [<A HREF="pudm110.html">110</A>] [<A HREF="pudm111.html">111</A>] [<A HREF="pudm112.html">112</A>] [<A HREF="pudm113.html">113</A>] [<A HREF="pudm114.html">114</A>] [<A HREF="pudm115.html">115</A>] [<A HREF="pudm116.html">116</A>] [<A HREF="pudm117.html">117</A>] [<A HREF="pudm118.html">118</A>] [<A HREF="pudm119.html">119</A>] [<A HREF="pudm120.html">120</A>] [<A HREF="pudm121.html">121</A>] [<A HREF="pudm122.html">122</A>] [<A HREF="pudm123.html">123</A>] [<A HREF="pudm124.html">124</A>] [<A HREF="pudm125.html">125</A>] [<A HREF="pudm126.html">126</A>] [<A HREF="pudm127.html">127</A>] [<A HREF="pudm128.html">128</A>] [<A HREF="pudm129.html">129</A>] [<A HREF="pudm130.html">130</A>] [<A HREF="pudm131.html">131</A>] [<A HREF="pudm132.html">132</A>] [<A HREF="pudm133.html">133</A>] [<A HREF="pudm134.html">134</A>] [<A HREF="pudm135.html">135</A>] [<A HREF="pudm136.html">136</A>] [<A HREF="pudm137.html">137</A>] [<A HREF="pudm138.html">138</A>] [<A HREF="pudm139.html">139</A>] [<A HREF="pudm140.html">140</A>] [<A HREF="pudm141.html">141</A>] [<A HREF="pudm142.html">142</A>] [<A HREF="pudm143.html">143</A>] [<A HREF="pudm144.html">144</A>] [<A HREF="pudm145.html">145</A>] [<A HREF="pudm146.html">146</A>] [<A HREF="pudm147.html">147</A>] [<A HREF="pudm148.html">148</A>] [<A HREF="pudm149.html">149</A>] [<A HREF="pudm150.html">150</A>] [<A HREF="pudm151.html">151</A>] [<A HREF="pudm152.html">152</A>] [<A HREF="pudm153.html">153</A>] [<A HREF="pudm154.html">154</A>] [<A HREF="pudm155.html">155</A>] [<A HREF="pudm156.html">156</A>] [<A HREF="pudm157.html">157</A>] [<A HREF="pudm158.html">158</A>] [<A HREF="pudm159.html">159</A>] [<A HREF="pudm160.html">160</A>] [<A HREF="pudm161.html">161</A>] [<A HREF="pudm162.html">162</A>] [<A HREF="pudm163.html">163</A>] [<A HREF="pudm164.html">164</A>] [<A HREF="pudm165.html">165</A>] [<A HREF="pudm166.html">166</A>] [<A HREF="pudm167.html">167</A>] [<A HREF="pudm168.html">168</A>] [<A HREF="pudm169.html">169</A>] [<A HREF="pudm170.html">170</A>] [<A HREF="pudm171.html">171</A>] [<A HREF="pudm172.html">172</A>] [<A HREF="pudm173.html">173</A>] [<A HREF="pudm174.html">174</A>] [<A HREF="pudm175.html">175</A>] [<A HREF="pudm176.html">176</A>] [<A HREF="pudm177.html">177</A>] [<A HREF="pudm178.html">178</A>] [<A HREF="pudm179.html">179</A>] [<A HREF="pudm180.html">180</A>] [<A HREF="pudm181.html">181</A>] [<A HREF="pudm182.html">182</A>] [<A HREF="pudm183.html">183</A>] [<A HREF="pudm184.html">184</A>] [<A HREF="pudm185.html">185</A>] [<A HREF="pudm186.html">186</A>] [<A HREF="pudm187.html">187</A>] [<A HREF="pudm188.html">188</A>] [<A HREF="pudm189.html">189</A>] [<A HREF="pudm190.html">190</A>] [<A HREF="pudm191.html">191</A>] [<A HREF="pudm192.html">192</A>] [<A HREF="pudm193.html">193</A>] [<A HREF="pudm194.html">194</A>] [<A HREF="pudm195.html">195</A>] [<A HREF="pudm196.html">196</A>] [<A HREF="pudm197.html">197</A>] [<A HREF="pudm198.html">198</A>] [<A HREF="pudm199.html">199</A>] [<A HREF="pudm200.html">200</A>] [<A HREF="pudm201.html">201</A>] [<A HREF="pudm202.html">202</A>] [<A HREF="pudm203.html">203</A>] [<A HREF="pudm204.html">204</A>] [<A HREF="pudm205.html">205</A>] [<A HREF="pudm206.html">206</A>] [<A HREF="pudm207.html">207</A>] [<A HREF="pudm208.html">208</A>] [<A HREF="pudm209.html">209</A>] [<A HREF="pudm210.html">210</A>] [<A HREF="pudm211.html">211</A>] [<A HREF="pudm212.html">212</A>] [<A HREF="pudm213.html">213</A>] [<A HREF="pudm214.html">214</A>] [<A HREF="pudm215.html">215</A>] [<A HREF="pudm216.html">216</A>] [<A HREF="pudm217.html">217</A>] [<A HREF="pudm218.html">218</A>] [<A HREF="pudm219.html">219</A>] [<A HREF="pudm220.html">220</A>] [<A HREF="pudm221.html">221</A>] [<A HREF="pudm222.html">222</A>] [<A HREF="pudm223.html">223</A>] [<A HREF="pudm224.html">224</A>] [<A HREF="pudm225.html">225</A>] [<A HREF="pudm226.html">226</A>] [<A HREF="pudm227.html">227</A>] [<A HREF="pudm228.html">228</A>] [<A HREF="pudm229.html">229</A>] [<A HREF="pudm230.html">230</A>] [<A HREF="pudm231.html">231</A>] [<A HREF="pudm232.html">232</A>] [<A HREF="pudm233.html">233</A>] [<A HREF="pudm234.html">234</A>] [<A HREF="pudm235.html">235</A>] [<A HREF="pudm236.html">236</A>] [<A HREF="pudm237.html">237</A>] [<A HREF="pudm238.html">238</A>] [<A HREF="pudm239.html">239</A>] [<A HREF="pudm240.html">240</A>] [<A HREF="pudm241.html">241</A>] [<A HREF="pudm242.html">242</A>] [<A HREF="pudm243.html">243</A>] [<A HREF="pudm244.html">244</A>] [<A HREF="pudm245.html">245</A>] [<A HREF="pudm246.html">246</A>] [<A HREF="pudm247.html">247</A>] [<A HREF="pudm248.html">248</A>] [<A HREF="pudm249.html">249</A>] [<A HREF="pudm250.html">250</A>] [<A HREF="pudm251.html">251</A>] [<A HREF="pudm252.html">252</A>] [<A HREF="pudm253.html">253</A>] [<A HREF="pudm254.html">254</A>] [<A HREF="pudm255.html">255</A>] [<A HREF="pudm256.html">256</A>] [<A HREF="pudm257.html">257</A>] [<A HREF="pudm258.html">258</A>] [<A HREF="pudm259.html">259</A>] [<A HREF="pudm260.html">260</A>] [<A HREF="pudm261.html">261</A>] [<A HREF="pudm262.html">262</A>] [<A HREF="pudm263.html">263</A>] [<A HREF="pudm264.html">264</A>] [<A HREF="pudm265.html">265</A>] [<A HREF="pudm266.html">266</A>] [<A HREF="pudm267.html">267</A>] [<A HREF="pudm268.html">268</A>] [<A HREF="pudm269.html">269</A>] [<A HREF="pudm270.html">270</A>] [<A HREF="pudm271.html">271</A>] [<A HREF="pudm272.html">272</A>] [<A HREF="pudm273.html">273</A>] [<A HREF="pudm274.html">274</A>] [<A HREF="pudm275.html">275</A>] [<A HREF="pudm276.html">276</A>] [<A HREF="pudm277.html">277</A>] [<A HREF="pudm278.html">278</A>] [<A HREF="pudm279.html">279</A>] [<A HREF="pudm280.html">280</A>] [<A HREF="pudm281.html">281</A>] [<A HREF="pudm282.html">282</A>] [<A HREF="pudm283.html">283</A>] [<A HREF="pudm284.html">284</A>] [<A HREF="pudm285.html">285</A>] [<A HREF="pudm286.html">286</A>] [<A HREF="pudm287.html">287</A>] [<A HREF="pudm288.html">288</A>] [<A HREF="pudm289.html">289</A>] [<A HREF="pudm290.html">290</A>] [<A HREF="pudm291.html">291</A>] [<A HREF="pudm292.html">292</A>] [<A HREF="pudm293.html">293</A>] [<A HREF="pudm294.html">294</A>] [<A HREF="pudm295.html">295</A>] [<A HREF="pudm296.html">296</A>] [<A HREF="pudm297.html">297</A>] [<A HREF="pudm298.html">298</A>] [<A HREF="pudm299.html">299</A>] [<A HREF="pudm300.html">300</A>] [<A HREF="pudm301.html">301</A>] [<A HREF="pudm302.html">302</A>] [<A HREF="pudm303.html">303</A>] [<A HREF="pudm304.html">304</A>] [<A HREF="pudm305.html">305</A>] [<A HREF="pudm306.html">306</A>] [<A HREF="pudm307.html">307</A>] [<A HREF="pudm308.html">308</A>] [<A HREF="pudm309.html">309</A>] [<A HREF="pudm310.html">310</A>] [<A HREF="pudm311.html">311</A>] [<A HREF="pudm312.html">312</A>] [<A HREF="pudm313.html">313</A>] [<A HREF="pudm314.html">314</A>] [<A HREF="pudm315.html">315</A>] [<A HREF="pudm316.html">316</A>] [<A HREF="pudm317.html">317</A>] [<A HREF="pudm318.html">318</A>] [<A HREF="pudm319.html">319</A>] [<A HREF="pudm320.html">320</A>] [<A HREF="pudm321.html">321</A>] [<A HREF="pudm322.html">322</A>] [<A HREF="pudm323.html">323</A>] [<A HREF="pudm324.html">324</A>] [<A HREF="pudm325.html">325</A>] [<A HREF="pudm326.html">326</A>] [<A HREF="pudm327.html">327</A>] [<A HREF="pudm328.html">328</A>] [<A HREF="pudm329.html">329</A>] [<A HREF="pudm330.html">330</A>] [<A HREF="pudm331.html">331</A>] [<A HREF="pudm332.html">332</A>] [<A HREF="pudm333.html">333</A>] [<A HREF="pudm334.html">334</A>] [<A HREF="pudm335.html">335</A>] [<A HREF="pudm336.html">336</A>] [<A HREF="pudm337.html">337</A>] [<A HREF="pudm338.html">338</A>] [<A HREF="pudm339.html">339</A>] [<A HREF="pudm340.html">340</A>] [<A HREF="pudm341.html">341</A>] [<A HREF="pudm342.html">342</A>] [<A HREF="pudm343.html">343</A>] [<A HREF="pudm344.html">344</A>] [<A HREF="pudm345.html">345</A>] [<A HREF="pudm346.html">346</A>] [<A HREF="pudm347.html">347</A>] [<A HREF="pudm348.html">348</A>] [<A HREF="pudm349.html">349</A>] [<A HREF="pudm350.html">350</A>] [<A HREF="pudm351.html">351</A>] [<A HREF="pudm352.html">352</A>] [<A HREF="pudm353.html">353</A>] [<A HREF="pudm354.html">354</A>] [<A HREF="pudm355.html">355</A>] [<A HREF="pudm356.html">356</A>] [<A HREF="pudm357.html">357</A>] [<A HREF="pudm358.html">358</A>] [<A HREF="pudm359.html">359</A>] [<A HREF="pudm360.html">360</A>] [<A HREF="pudm361.html">361</A>] [<A HREF="pudm362.html">362</A>] [<A HREF="pudm363.html">363</A>] [<A HREF="pudm364.html">364</A>] [<A HREF="pudm365.html">365</A>] [<A HREF="pudm366.html">366</A>] [<A HREF="pudm367.html">367</A>] [<A HREF="pudm368.html">368</A>] [<A HREF="pudm369.html">369</A>] [<A HREF="pudm370.html">370</A>] [<A HREF="pudm371.html">371</A>] [<A HREF="pudm372.html">372</A>] [<A HREF="pudm373.html">373</A>] [<A HREF="pudm374.html">374</A>] [<A HREF="pudm375.html">375</A>] [<A HREF="pudm376.html">376</A>] [<A HREF="pudm377.html">377</A>] [<A HREF="pudm378.html">378</A>] [<A HREF="pudm379.html">379</A>] [<A HREF="pudm380.html">380</A>] [<A HREF="pudm381.html">381</A>] [<A HREF="pudm382.html">382</A>] [<A HREF="pudm383.html">383</A>] [<A HREF="pudm384.html">384</A>] [<A HREF="pudm385.html">385</A>] [<A HREF="pudm386.html">386</A>] [<A HREF="pudm387.html">387</A>] [<A HREF="pudm388.html">388</A>] [<A HREF="pudm389.html">389</A>] [<A HREF="pudm390.html">390</A>] [<A HREF="pudm391.html">391</A>] [<A HREF="pudm392.html">392</A>] [<A HREF="pudm393.html">393</A>] [<A HREF="pudm394.html">394</A>] [<A HREF="pudm395.html">395</A>] [<A HREF="pudm396.html">396</A>] [<A HREF="pudm397.html">397</A>] [<A HREF="pudm398.html">398</A>] [<A HREF="pudm399.html">399</A>] [<A HREF="pudm400.html">400</A>] [<A HREF="pudm401.html">401</A>] [<A HREF="pudm402.html">402</A>] [<A HREF="pudm403.html">403</A>] [<A HREF="pudm404.html">404</A>] [<A HREF="pudm405.html">405</A>] [<A HREF="pudm406.html">406</A>] [<A HREF="pudm407.html">407</A>] [<A HREF="pudm408.html">408</A>] [<A HREF="pudm409.html">409</A>] [<A HREF="pudm410.html">410</A>] [<A HREF="pudm411.html">411</A>] [<A HREF="pudm412.html">412</A>] [<A HREF="pudm413.html">413</A>] [<A HREF="pudm414.html">414</A>] [<A HREF="pudm415.html">415</A>] [<A HREF="pudm416.html">416</A>] [<A HREF="pudm417.html">417</A>] [<A HREF="pudm418.html">418</A>] [<A HREF="pudm419.html">419</A>] [<A HREF="pudm420.html">420</A>] [<A HREF="pudm421.html">421</A>] [<A HREF="pudm422.html">422</A>] [<A HREF="pudm423.html">423</A>] [<A HREF="pudm424.html">424</A>] [<A HREF="pudm425.html">425</A>] [<A HREF="pudm426.html">426</A>] [<A HREF="pudm427.html">427</A>] [<A HREF="pudm428.html">428</A>] [<A HREF="pudm429.html">429</A>] [<A HREF="pudm430.html">430</A>] [<A HREF="pudm431.html">431</A>] [<A HREF="pudm432.html">432</A>] [<A HREF="pudm433.html">433</A>] [<A HREF="pudm434.html">434</A>] [<A HREF="pudm435.html">435</A>] [<A HREF="pudm436.html">436</A>] [<A HREF="pudm437.html">437</A>] [<A HREF="pudm438.html">438</A>] [<A HREF="pudm439.html">439</A>] [<A HREF="pudm440.html">440</A>] [<A HREF="pudm441.html">441</A>] [<A HREF="pudm442.html">442</A>] [<A HREF="pudm443.html">443</A>] [<A HREF="pudm444.html">444</A>] [<A HREF="pudm445.html">445</A>] [<A HREF="pudm446.html">446</A>] [<A HREF="pudm447.html">447</A>] [<A HREF="pudm448.html">448</A>] [<A HREF="pudm449.html">449</A>] [<A HREF="pudm450.html">450</A>] [<A HREF="pudm451.html">451</A>] [<A HREF="pudm452.html">452</A>] [<A HREF="pudm453.html">453</A>] [<A HREF="pudm454.html">454</A>] [<A HREF="pudm455.html">455</A>] [<A HREF="pudm456.html">456</A>] [<A HREF="pudm457.html">457</A>] [<A HREF="pudm458.html">458</A>] [<A HREF="pudm459.html">459</A>] [<A HREF="pudm460.html">460</A>] [<A HREF="pudm461.html">461</A>] [<A HREF="pudm462.html">462</A>] [<A HREF="pudm463.html">463</A>] [<A HREF="pudm464.html">464</A>] [<A HREF="pudm465.html">465</A>] [<A HREF="pudm466.html">466</A>] [<A HREF="pudm467.html">467</A>] [<A HREF="pudm468.html">468</A>] [<A HREF="pudm469.html">469</A>] [<A HREF="pudm470.html">470</A>] [<A HREF="pudm471.html">471</A>] [<A HREF="pudm472.html">472</A>] [<A HREF="pudm473.html">473</A>] [<A HREF="pudm474.html">474</A>] [<A HREF="pudm475.html">475</A>] [<A HREF="pudm476.html">476</A>] [<A HREF="pudm477.html">477</A>] [<A HREF="pudm478.html">478</A>] [<A HREF="pudm479.html">479</A>] [<A HREF="pudm480.html">480</A>] [<A HREF="pudm481.html">481</A>] [<A HREF="pudm482.html">482</A>] [<A HREF="pudm483.html">483</A>] [<A HREF="pudm484.html">484</A>] [<A HREF="pudm485.html">485</A>] [<A HREF="pudm486.html">486</A>] [<A HREF="pudm487.html">487</A>] [<A HREF="pudm488.html">488</A>] [<A HREF="pudm489.html">489</A>] [<A HREF="pudm490.html">490</A>] [<A HREF="pudm491.html">491</A>] [<A HREF="pudm492.html">492</A>] [<A HREF="pudm493.html">493</A>] [<A HREF="pudm494.html">494</A>] [<A HREF="pudm495.html">495</A>] [<A HREF="pudm496.html">496</A>] [<A HREF="pudm497.html">497</A>] [<A HREF="pudm498.html">498</A>] [<A HREF="pudm499.html">499</A>] [<A HREF="pudm500.html">500</A>] [<A HREF="pudm501.html">501</A>] [<A HREF="pudm502.html">502</A>] [<A HREF="pudm503.html">503</A>] [<A HREF="pudm504.html">504</A>] [<A HREF="pudm505.html">505</A>] [<A HREF="pudm506.html">506</A>] [<A HREF="pudm507.html">507</A>] [<A HREF="pudm508.html">508</A>] [<A HREF="pudm509.html">509</A>] [<A HREF="pudm510.html">510</A>] [<A HREF="pudm511.html">511</A>] [<A HREF="pudm512.html">512</A>] [<A HREF="pudm513.html">513</A>] [<A HREF="pudm514.html">514</A>] [<A HREF="pudm515.html">515</A>] [<A HREF="pudm516.html">516</A>] [<A HREF="pudm517.html">517</A>] [<A HREF="pudm518.html">518</A>] [<A HREF="pudm519.html">519</A>] [<A HREF="pudm520.html">520</A>] [<A HREF="pudm521.html">521</A>] [<A HREF="pudm522.html">522</A>] [<A HREF="pudm523.html">523</A>] [<A HREF="pudm524.html">524</A>] [<A HREF="pudm525.html">525</A>] [<A HREF="pudm526.html">526</A>] [<A HREF="pudm527.html">527</A>] [<A HREF="pudm528.html">528</A>] [<A HREF="pudm529.html">529</A>] [<A HREF="pudm530.html">530</A>] [<A HREF="pudm531.html">531</A>] [<A HREF="pudm532.html">532</A>] [<A HREF="pudm533.html">533</A>] [<A HREF="pudm534.html">534</A>] [<A HREF="pudm535.html">535</A>] [<A HREF="pudm536.html">536</A>] [<A HREF="pudm537.html">537</A>] [<A HREF="pudm538.html">538</A>] [<A HREF="pudm539.html">539</A>] [<A HREF="pudm540.html">540</A>] [<A HREF="pudm541.html">541</A>] [<A HREF="pudm542.html">542</A>] [<A HREF="pudm543.html">543</A>] [<A HREF="pudm544.html">544</A>] [<A HREF="pudm545.html">545</A>] [<A HREF="pudm546.html">546</A>] [<A HREF="pudm547.html">547</A>] [<A HREF="pudm548.html">548</A>] [<A HREF="pudm549.html">549</A>] [<A HREF="pudm550.html">550</A>] [<A HREF="pudm551.html">551</A>] [<A HREF="pudm552.html">552</A>] [<A HREF="pudm553.html">553</A>] [<A HREF="pudm554.html">554</A>] [<A HREF="pudm555.html">555</A>] [<A HREF="pudm556.html">556</A>] [<A HREF="pudm557.html">557</A>] [<A HREF="pudm558.html">558</A>] [<A HREF="pudm559.html">559</A>] [<A HREF="pudm560.html">560</A>] [<A HREF="pudm561.html">561</A>] [<A HREF="pudm562.html">562</A>] [<A HREF="pudm563.html">563</A>] [<A HREF="pudm564.html">564</A>] [<A HREF="pudm565.html">565</A>] [<A HREF="pudm566.html">566</A>] [<A HREF="pudm567.html">567</A>] [<A HREF="pudm568.html">568</A>] [<A HREF="pudm569.html">569</A>] [<A HREF="pudm570.html">570</A>] [<A HREF="pudm571.html">571</A>] [<A HREF="pudm572.html">572</A>] [<A HREF="pudm573.html">573</A>] [<A HREF="pudm574.html">574</A>] [<A HREF="pudm575.html">575</A>] [<A HREF="pudm576.html">576</A>] [<A HREF="pudm577.html">577</A>] [<A HREF="pudm578.html">578</A>] [<A HREF="pudm579.html">579</A>] [<A HREF="pudm580.html">580</A>] [<A HREF="pudm581.html">581</A>] [<A HREF="pudm582.html">582</A>] [<A HREF="pudm583.html">583</A>] [<A HREF="pudm584.html">584</A>] [<A HREF="pudm585.html">585</A>] [<A HREF="pudm586.html">586</A>] [<A HREF="pudm587.html">587</A>] [<A HREF="pudm588.html">588</A>] [<A HREF="pudm589.html">589</A>] [<A HREF="pudm590.html">590</A>] [<A HREF="pudm591.html">591</A>] [<A HREF="pudm592.html">592</A>] [<A HREF="pudm593.html">593</A>] [<A HREF="pudm594.html">594</A>] [<A HREF="pudm595.html">595</A>] [<A HREF="pudm596.html">596</A>] [<A HREF="pudm597.html">597</A>] [<A HREF="pudm598.html">598</A>] [<A HREF="pudm599.html">599</A>] [<A HREF="pudm600.html">600</A>] [<A HREF="pudm601.html">601</A>] [<A HREF="pudm602.html">602</A>] [<A HREF="pudm603.html">603</A>] [<A HREF="pudm604.html">604</A>] [<A HREF="pudm605.html">605</A>] [<A HREF="pudm606.html">606</A>] [<A HREF="pudm607.html">607</A>] [<A HREF="pudm608.html">608</A>] [<A HREF="pudm609.html">609</A>] [<A HREF="pudm610.html">610</A>] [<A HREF="pudm611.html">611</A>] [<A HREF="pudm612.html">612</A>] [<A HREF="pudm613.html">613</A>] [<A HREF="pudm614.html">614</A>] [<A HREF="pudm615.html">615</A>] [<A HREF="pudm616.html">616</A>] [<A HREF="pudm617.html">617</A>] [<A HREF="pudm618.html">618</A>] [<A HREF="pudm619.html">619</A>] [<A HREF="pudm620.html">620</A>] [<A HREF="pudm621.html">621</A>] [<A HREF="pudm622.html">622</A>] [<A HREF="pudm623.html">623</A>] [<A HREF="pudm624.html">624</A>] [<A HREF="pudm625.html">625</A>] [<A HREF="pudm626.html">626</A>] [<A HREF="pudm627.html">627</A>] [<A HREF="pudm628.html">628</A>] [<A HREF="pudm629.html">629</A>] [<A HREF="pudm630.html">630</A>] [<A HREF="pudm631.html">631</A>] [<A HREF="pudm632.html">632</A>] [<A HREF="pudm633.html">633</A>] [<A HREF="pudm634.html">634</A>] [<A HREF="pudm635.html">635</A>] [<A HREF="pudm636.html">636</A>] [<A HREF="pudm637.html">637</A>] [<A HREF="pudm638.html">638</A>] [<A HREF="pudm639.html">639</A>] [<A HREF="pudm640.html">640</A>] [<A HREF="pudm641.html">641</A>] [<A HREF="pudm642.html">642</A>] [<A HREF="pudm643.html">643</A>] [<A HREF="pudm644.html">644</A>] [<A HREF="pudm645.html">645</A>] [<A HREF="pudm646.html">646</A>] [<A HREF="pudm647.html">647</A>] [<A HREF="pudm648.html">648</A>] [<A HREF="pudm649.html">649</A>] [<A HREF="pudm650.html">650</A>] [<A HREF="pudm651.html">651</A>] [<A HREF="pudm652.html">652</A>] [<A HREF="pudm653.html">653</A>] [<A HREF="pudm654.html">654</A>] [<A HREF="pudm655.html">655</A>] [<A HREF="pudm656.html">656</A>] [<A HREF="pudm657.html">657</A>] [<A HREF="pudm658.html">658</A>] [<A HREF="pudm659.html">659</A>] [<A HREF="pudm660.html">660</A>] [<A HREF="pudm661.html">661</A>] [<A HREF="pudm662.html">662</A>] [<A HREF="pudm663.html">663</A>] [<A HREF="pudm664.html">664</A>] [<A HREF="pudm665.html">665</A>] [<A HREF="pudm666.html">666</A>] [<A HREF="pudm667.html">667</A>] [<A HREF="pudm668.html">668</A>] [<A HREF="pudm669.html">669</A>] [<A HREF="pudm670.html">670</A>] [<A HREF="pudm671.html">671</A>] [<A HREF="pudm672.html">672</A>] [<A HREF="pudm673.html">673</A>] [<A HREF="pudm674.html">674</A>] [<A HREF="pudm675.html">675</A>] [<A HREF="pudm676.html">676</A>] [<A HREF="pudm677.html">677</A>] [<A HREF="pudm678.html">678</A>] [<A HREF="pudm679.html">679</A>] [<A HREF="pudm680.html">680</A>] [<A HREF="pudm681.html">681</A>] [<A HREF="pudm682.html">682</A>] [<A HREF="pudm683.html">683</A>] [<A HREF="pudm684.html">684</A>] [<A HREF="pudm685.html">685</A>] [<A HREF="pudm686.html">686</A>] [<A HREF="pudm687.html">687</A>] [<A HREF="pudm688.html">688</A>] [<A HREF="pudm689.html">689</A>] 


    Последнее добавление: 03.06.2014     Всего: 689  
  Первухин Николай Григорьевич (1850-1889)
Первухин Николай Григорьевич (1850-1889)
Н.Г. Первухин - этнограф, фольклорист, археолог - родился в 1850 году в семье, история которой связана с духовным служением. Закончил духовную семинарию в Твери, а затем Московскую духовную академию. После окончания духовной академии Н.Г. Первухин начал педагогическую деятельность, сначала учителем в с. Новом Моложского уезда Ярославской губернии, затем преподавателем русского языка в Тверской гимназии, а спустя некоторое время поступает на службу в главное управление военно-учебных заведений. В 1875-1877 гг. - преподавал историю в Нижегородской военной гимназии и одновременно давал уроки истории и педагогики в Мариинском женском институте. Именно там, в Нижнем Новгороде, Первухин начинает заниматься краеведением. В 1875 г. он представляет в Нижегородский статистический комитет доклад о состоянии отхожих промыслов Арзамасского уезда в середине XIX в., что явилось его первым опытом исследовательской работы. Вскоре он избирается членом статкомитета и продолжает краеведческую работу, приобретая профессиональные навыки. Тем не менее, основные краеведческие исследования Первухина развернулись в Глазовском уезде Вятской губернии, куда он был назначен инспектором народных училищ. С 1885 г. и до самой смерти (от туберкулеза) надворный советник и кавалер ордена Станислава III степени Н.Г. Первухин трудился на благо просвещения, исполняя, помимо своей основной должности, обязанности председателя многочисленных попечительских и педагогических советов, заcлужив за короткий срок уважение жителей Глазовского уезда.

Археологические исследования в Глазовском уезде Н.Г. Первухин вел первоначально на личные средства, а затем и при финансовой поддержке Императорского Московского археологического общества (ИМАО). Уже 16 января 1887 г. он прислал обществу свои рукописи и коллекции. Вскоре Н.Г. Первухин избирается членом-корреспондентом этого престижного общества. Результатом его археологических изысканий стала работа «Очерк кладовищ Глазовского уезда», изданная Mосковским археологическим обществом. В 1888-1889 гг. Н.Г. Первухин регулярнo присылал туда собранные им материалы как вещевые, так и рукописные. Сотрудничал он и с Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ОЛЕАЭ), Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете (ОЛИЭ). Собранные Н.Г. Первухиным коллекции были высланы на VII и VIII Археологические съезды. Он обнаружил в Глазовском уезде 64 городища, 84 места старых поселений и 157 могильников, из которых 49 мест древних поселений и 110 могильников были исследованы им лично. В первую собранную археологическую коллекцию вошло 1765 предметов, во вторую - 1364 предмета, а в трeтью - 360 предметов, в четвертую, приготовленную к отсылке на VIII Археологический съезд, - 1500 экспонатов. Эту огромную работу H.Г. Первухин провел, опираясь на помощь местных учителей и крестьян. Консультативную помощь ему оказала графиня П.С. Уварова - председатель ИМАО, высылавшая Н.Г. Первухину специальную литературу и дававшая задания по планируемым им раскопкам. Большую роль в его превращении из любителя-археолога в ученого-исследователя сыграли консультации А.А. Спицына - в будущем известного археолога.

В 1888-1889 гг. Н.Г. Первухин подготовил для ИМАО тщательно разработанную археологическую карту Глазовского уезда, а также ряд рукописей. Три из них были опубликованы в серии «Материалы по археологии восточных губерний Россию) в 1896 г. Работы, опубликованные Московским археологическим обществом, стали лучшим памятником провинциальному энтузиасту науки. Эти публикации следует рассматривать как предварительные, как «опыт исследования». Труды публиковались в первой не до конца обработанной форме дневника или заметок, которые предполагалось изменять, придавая характер научного исследования. Н.Г.Первухин намеревался создать научный труд, но безвременная кончина не позволила осуществить задуманное. О серьезности намерений Николая Григорьевича говорит тот факт, что во вступлении к первой статье он дает четкую структуру своего монографического исследования. В нем он наметил четыре части, в каждой из которых должен был рассмотреть отдельные категории археологических памятников: городища, неукрепленные поселения, могильники и местонахождения. В итоге же были опубликованы три статьи, имевшие предварительный характер. Первая их этих публикации «Oпыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской губернии» достаточно полно соответствует первоначальному замыслу автора: она имеет обширное вступление и содержит подробные описания городищ.

Не менее интересна и вторая статья Н.Г. Первухина «По следам чуди. У верховьев Камы». Она полностью посвящена верхокамским древностям. Здесь также подробно описаны топография и стратиграфия памятников, дополнены предыдущие сведения. Кроме того, автор приводит перечни всех находок, многие из которых представлены в виде иллюстраций в тексте либо на сводных таблицах. Стоит также отметить, что практически все из известных ныне верхнекамских городищ и могильников были им обследованы или хотя бы упомянуты. Статья заключается аналитической частью. Здесь исследователь впервые отмечает различия между чепецкими и верхнекамскими памятниками. Вопрос об этническом составе края он оставил открытым, но, выделил две более древние и две более молодые народности, назвав их «Болгарскою» и «Чудскою», а последние - «старо-Вотскую» и «старо-Пермскую». Это было одно из первых этнокультурных определений, касающихся территории Прикамья.

Третья публикация Н.Г. Первухина - «Краткий очерк кладовищ, встречающиxся в Глазовском уезде». Под понятием «кладовища» автор подразумевал не только клады, но вообще все древности. Здесь исследователь опубликовал данные о 24 могильниках и 2 отдельных могилах по р. Чепце, по одному некрополю в верховьях рек Кама, Вятка, Лумпyн. Автор верен себе - приводится подробное описание, планировка могил, анализ вскрытых погребений. Также были рассмотрены памятники особой категории: разбойные станы, местности, связываемые с пугачевцами и местонахождением «костей допотопных животных».

Анализируя археологическое наследие ученого, можно отметить свойственные его текстам достаточно интересные исторические экскурсы и гипотезы. Так, например, причинами частого перенаселения населенных пунктов он считал подсечную систему земледелия и вражеские набеги, а позднее христианизацию удмуртов в XVII в. Первухин относит Глазовский уезд к южным пределам расселения «Югры», зафиксированной в средневековых русских летописях. Также, ссылаясь на «Повесть о стране Вятской», Первухин датирует появление русских поселенцев на Средней Вятке концом ХII в., что впоследствии подтвердилось раскопками уже в XX в. В любом случае археологические изыскания Н.Г. Первухина до сих пор не потеряли актуальности, а собранные им коллекции находятся в активном научном обороте.

Не менее важное значение имеет и этнографическая деятельность Н.Г. Первухина. Частые разъезды по долгу службы по уезду, знакомства с местными старожилами, а также сбор языковых материалов у мeстных священников и учителей привели к составлению «Pусскo-вoтcкого словаря Глазовского разговорного наречия», однако литературно обработать его автор не успел. Коллекция предметов домашнего быта удмуртов, относящихся к воспитанию детей, была собрана по просьбе Е.А. Покровского - главного редактора журнала «Вестник воспитания», затем передана на хранение в ОЛЕАЭ. По предложению Вятского статистического комитета Первухиным была собрана коллекция вышивок (около 120 вещей), которая позже была передана на хранение в Этнографический музей Казанского университета.

Самым важным этнографическим произведением Н.Г. Первухина являются пять «Эскизов преданий и быта инородцев Глазовского уезда. На сегодняшний день это ценнейший и наиболее полный источник по духовной культуре северных удмуртов. Эскизы публиковались в Вятке в 1888-1890 гг. в «Вятских губернских ведомостях» и «Календарях Вятской губернии». Типография отпечатала также их отдельной брошюpoй тиражом 200-300 экземпляров. В первом эскизе «Древняя религия вoтяков по ее следам в современных преданиях» автор рассказывает о главных некоторых второстепенных божествах удмуртов-язычников: Инмаре, Кылдысине, Воршуде, Акшане, Вожо и других. Н.Г. Первухин подробно описывает религиозные обряды, места молений и пересказывает дрeвние предания удмуртов. В эскизе «Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах автор повествует о жертвах, приносимых в честь языческих богов. Здесь же воссоздаются земледельческие обряды и особые праздники в честь духов-покровителей домашних животных. Первухин подчеркивает, что языческим богам в жертву приносились медные и серебряные монеты, домашние животные, птица, пища. В этом же эскизе были описаны земледельческие праздники удмуртов-язычников. Третий и четвертый эскизы посвящены устному народному творчеству удмуртов: молитвы, песни, пословицы, загадки, легенды, сказки. Молитвы он делит на богослужебные, промысловые и бытовые; песни - на хороводные и «на посиделках», праздничные и свадебные, а также заплачки. Ученый приводит 76 сказок и разбивает их на 11 групп, выделяет легенды о богах и полубогах, богатырях и начале вещей, происхождении различий в религиозных обрядах русских, татар и удмуртов. Для нашего времени такое деление можно назвать несколько наивным, но ценность этих данных, прежде всего, заключается именно в их уникальности. Также он прослеживает отражение языческой древности в эпическом наследии удмуртов. В пятом очерке Н.Г. Первухин успел написать только о церемониях, связанных с рождением и бракосочетанием, хотя планировалось рассмотреть все обряды и поверья удмуртов. В конце этого эскиза были помещены на наблюдения над коллекцией вышивок, которую Н.Г. Первухин собирал всю весну 1887 г. Кроме того, в последнем эскизе писывается принципы народной педагогики удмуртов. Материалом ко всей этой обширной этнографической работе послужили не только личные наблюдения самого Н.Г. Первухина, но и письменные ответы на вопросы, составленные священниками и учителями уезда - «знатоками вотского быта». Автором планировалось написать еще два эскиза.

Труды Н.Г. Первухина, несомненно, имеют важное для науки значение. Казалось бы, с одной стороны, для его работ характерны простота изложения, некоторая поверхностность сопоставления и использования источников, но, с другой стороны, за свою короткую трагически оборвавшуюся жизнь Первухин проделал огромную, прежде всею полевую работу по сбору этнографических и археологических материалов.

Перечень источников:

                       Библиография:  I

Краткий очерк кладовищ, встречающихся в Глазовском уезде // Материалы по археологии восточных губерний России. - М., 1886. Вып. 2.
Опыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской гуернии // Материалы по археологии восточных губерний России. - М., 1886. Вып. 2.
По следам Чуди. У верховьев Камы // Материалы по археологии восточных губерний России. - М., 1886. Вып. 2.
Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. - Вятка, 1888-1890. Вып. 1-5.

II

Спицын А.А. Н.Г. Первухин // ВГВ. 1890. 3 января (№1).
Смирнов И.Н. Николай Григорьевич Первухин // Этнографическое обозрение. 1890. №1.
Память о покойном инспекторе народных училищ Н.Г. Первухине // ВГВ. 1895. №89.
Семенов В.А. К истории археологических исследований в Удмуртии // Материалы к ранней истории населения Удмуртии. Ижевск, 1978.
Владыкин В.Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов: Краткий историографический очерк с библиографией. - Ижевск, 1984.- С.38-40.
Сенникова Л.А., Ванчиков В.В. Искатели древностей // По родному краю. Киров, 1991. с.42-43.
Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. – Ижевск, 1994. - С. 19-20.
Бердинских В.А. Занимательное краеведение: Вятский сундук. Киров, 1996.
Бердинских В.А. Первухин Н.Г. // Энциклопедия Вятской земли. Т.6. Знатные люди (Биографический словарь). Киров, 1996. С.333.
Иванова М.Г. Первухин Н.Г. // Удмуртская Республикa: Энциклопедия / Гл. ред. В.В. Туганаев. - Ижевск, 2000. - С. 546.
Панагушина М.С. Роль Н.Г. Первухина (1850-1889) в системе образования Глазовского уезда / / Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. - Глазов, 2001. - С. 26-28.
Бердинских В.А., Макаров Л.Д. Н.Г. Первухин - исследователь археологии и этнографии Вятского края // Вестник Вятского Государственного гуманитарного университета. №6. 2002. Киров. с.65-70.
Оконникова Т.И. Научные традиции в археологии Прикамья (60-е гг. XIX-конец 40-х гг. XX вв.). Ижевск, 2002. С.143.
Волкова Л.А. Н.Г. Первухин - исследователь этнографии северных удмуртов // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы межрегионaльной научно-практической конференции. - Глазов, 2005. - С. 55-56.
Бердинских В.А. Н.Г. Первухин - археолог и этнограф Вятского края // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы межрегиональной научно-практической Конференции. - Глазов, 2005. - С. 54-55.
Мельникова О.М. Научная археологическая школа в Удмуртском университете. Ижевск, 2006. С.36-37.
Волкова Л.А. О сотрудничестве И.Н. Смирнова и Н.Г. Первухина, изучении культуры удмуртов // Этнография восточно-финских народа: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения профессора И.Н. Смирнова: Сб. ст. - Ижевск, 2007. - С. 30-34.
Загребин А.Е., Черниенко Д.А. Ученые-краеведы Удмуртии: Историко-биографические очерки. – Ижевск, 2007. - С.50-56.
Историк удмуртской земли Н.Г.Первухин. Информационная структура [Электронный ресурс] Коробейников А. В., Волкова Л.А. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. – 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM 420 Mb) – Загл. с экрана + Рекламно–техническое описание и содержание информационной структуры. 16 с.
Мельникова О.М. Провинциальное археологическое сообщество Вятской, Казанской, Пермской гyберний (вторая половина XIX - начало XX вв.). Биобиблиографический словарь-справочник. – Ижевск, 2007. – С.74-75.


   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   УКАЗАТЕЛЬ РАЗДЕЛОВ

Программное обеспечение сайта, дизайн, оригинальные тексты, идея принадлежат авторам и владельцам сайта www.alibudm.ru
Информация о изданиях, фотографии обложек, описание и авторские рецензии принадлежат их авторам, издателям и рецензентам.
Copyright © 2007 - 2014      Проект:   Книги Удмуртии - почтой



Рейтинг@Mail.ru www.izhevskinfo.ru