Translation
        Историки. исследователи. краеведы удмуртии

     Историки. исследователи. краеведы удмуртии



    Последнее добавление: 03.06.2014     Всего: 59  
[1] [2] [3] [4] [5] [6
  Кротов Петр Иванович (1852 - 1914)
Кротов Петр Иванович (1852 - 1914)
Кротов Петр Иванович (9 сентября 1852, с. Елово Глазовского уезда Вятской губ. - 12 ноября 1914, Казань) – геолог, географ, геоморфолог.

Образование: 1874 г. – Вятская духовная семинария. 1878 г. – Естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета под руководством А.А. Штукенберга.

Деятельность профессиональная: С 1878 г. – преподаватель Казанского университета (медицинский факультет). 1883 – 1914 гг. – первый профессор географии Казанского университета, заведующий кафедрой географии. 1888 г. - доктор геологии. 190б г. - заведующий кафедрой геологии и палеоэтнологии. Преподавал в ветеринарном институте. Преподавал в частной женской гимназии С.Ф. Вагнера.

Общественная деятельность: 1908-1912 гг. председатель комиссии ОАИЭ по составлению археологической карты Казанской губернии. Один из создателей геологического кабинета Казанского университета.

Членство в научных обществах: Член ОАИЭ. Почетный член ОАИЭ. Член Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Член Совета Казанского городского музея.

Автор более 100 работ по стратиграфии, палеонтологии, тектонике и рельефе Вятской и Пермской губерний.

Познавательные идеи и темы: Труды по стратиграфии пермских отложений, геоморфологии и геологии Среднего Урала и Среднего Поволжья. Разрабатывал планы раскопок Абашевского могильника. Проводил экскурсии для студентов университета по Волге и Уралу.

Археологическая деятельность: Раскапывал Катергинское городище на территории Чувашии. 1870-е гг. - сделал первые находки памятников неолита и бронзы в бассейне Камы и Вятки: г. - сбор коллекций в Котельничеком уезде Вятской губернии, передана в геологический кабинет Казанского университета. Раскопки на городище Прокоп у д. Еманаевой, раскопки кургана (или городища Одо-Лем) в Вятской губернии. В 1891 г. на р. Вятке продолжал поиски памятников с кремневым инвентарем.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

1. О некоторых местонахождениях каменных орудий в Вятской и Казанской губерниях // ИОАИЭ. T.I. Казань, 1879. С.89-95.
2. Древние поселения Яранского уезда // ИОАИЭ. Казань. Т.Х. 1892. С.374-391.
3. О новой находке следов доисторической разработки уральских рудников // ИОАИЭ. 1903. Т.19. ВЫП.1. с.66-б8 (РАЛ, с.345).
4. О новых поселениях каменного века в Казанской губернии // ИОАИЭ. Т.21. Вып.3. Казань, 1905. с.259-2б2.
5. Кротов П.И. Проф. А.А. Штукенберг (1844-1905) (некролог) //ИОАИЭ. 1905. Т.21. ВЫП.2. С.181-197. порт. Список ученых трудов. C.193-197 (РАЛ, с.125).
6. Протокол ревизии Болгарских развалин, произведенный 8 мая 1905 г. // ИОАИЭ. 190б. Т.22. Вып.3. С.9-11 (РАЛ, с.70) (совместно с Александровым А.И.).
7. Археологическая поездка (Абашево - О.М.) // ИОАИЭ. 1910. т.26. ВЫП.1-2. с.52-54.
8. Археологическая поездка в д. Катергину Чебоксарского у. // ИОАИЭ. 1910. Т.2б. ВЫП.1/2. С.52-54 (РАЛ, с.306).
9. Раскопки в Болгарах в 1913 г. // ИОАИЭ. 1915. Т.29. ВЫП.1/З. С.31-33 (РАЛ, с.306).

II

1. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Этнография в Казанском университете. Казань. Изд-во Казанского университета, 2002. с.43-52.
2. Выдающиеся исследователи Кировской области: указ. лит. Киров, 1973.
3. Дедков А.П. Петр Иванович Кротов (1852-1914). Казань: изд-во Казанского университета, 2002. 16 с.
4. История Казанского университета. 1804-2004. Казань, 2004. С.182-188.
5. Кротов П.И. // Энциклопедия Вятской земли. Т.6. Знатныe люди (Биографический словарь). Киров, 1996. С.230.
6. Оконникова Т.И. Научные традиции в археологии Прикамья (60-е гг. XIX – конец 40-х гг. XX в.). Ижевск, 2002. с.1З9.
7. Сенникова Л.А., Ванчиков В.В. Искатели древностей // По родному краю. Киров, 1991. С.49.
8. Сидорова И.Б. Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете: некоторые проблемы изучения // История и историки в Казанском университете. К 125-летию Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 2005. С.7-22.
9. Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2003. с.299.
10. Удмуртская Республика. Энциклопедия. Ижевск, 2000. С.431.
11. Мельникова О.М. Провинциальное археологическое сообщество Вятской, Казанской, Пермской гyберний (вторая половина XIX - начало XX вв.). Биобиблиографический словарь-справочник. – Ижевск, 2007. – С.50-52.

  Кузнецов Николай Спиридонович (1947)
Кузнецов Николай Спиридонович (1947)
Историк и публицист Николай Спиридонович Кузнецов родился 15 января 1947 г. в д. Елкибаево (Актэмыр) Алнашского района Удмуртской АССР. В 1962-1966 гг. учился в Можгинском педучилище. Отслужил в пограничных войсках, работал литературным сотрудником можгинской газеты «Ленинское знамя». В 1970-1975 гг. - слушатель Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского, где получил диплом юриста со знанием немецкого языка. В течение 20 лет находился на оперативной работе в органах госбезопасности Удмуртии. В этот период окончил английское отделение Удмуртского госуниверситета.

Первые стихотворения и рассказы Н. Кузнецова появились в районной и республиканской печати в годы его учёбы в Можгинском педучилище. Отдельные стихотворения вошли в коллективные сборники, в их числе «Чагыр инбам» (1964).

В 1992-1998 гг. Н. Кузнецовым выпущено три книги в жанре историко-документальной прозы на удмуртском, русском и английском языках о судьбах выдающихся представителей интеллигенции удмуртского народа Кузебае Герде, Т. Борисове, М. Тимашеве, Ашальчи Оки и других: «Шимес пеймытысь» (1992), «Из мрака» (1994), «То Light ... То Life» (1998). Это плоды упорного труда по собиранию, выявлению и отбору научно достоверных фактов и материалов о прошедших через застенки 30-х гг. и безвинно осуждённых лучших представителях удмуртского, русского и других народов нашей страны.

Книги Н.С. Кузнецова получили российское и международное признание.

Член Союза писателей РФ с декабря 1998 г.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Ум вунэтэ. - Ижевск. 1991. - 40 с.
Шимес пеймытысь. - Ижевск, 1994. - 304 с.
Из мрака. - Ижевск, 1994. - 496 с.
То Light ... То Life. - Ижевск, 1998. - 305 с. - (К свету ... К жизни. - Hа англ. яз.).
Славы воинской творцы. – Ижевск, 2005. – 358 с.
Воинская слава Удмуртии. – Ижевск, 2009. – 416 с.

II

Сапожникова А. Лыдз:исьлы шумпотон, гожтйсьлы дан // Удмурт дунне. - 1995. - 18 ноябрь.
Юхма Мишши. Неумолкающий колокол Удмуртии // Вучах. - Чебоксары, 1997. - 27 июня.
Яковлев В. Как «косили» интеллигенцию // Удм. правда. - 1997. - 11 нояб.
Богомолова 3. О книгах Н.С. Кузнецова // Как молния в ночи. - Ижевск. 1998. - С. 208-212.
Шкляев А. Ыбесъёс кыдато адямиез // Удмурт дунне. - 2002. -18 янв.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.71-72.

  Куликов Кузьма Иванович (1937)
Куликов Кузьма Иванович (1937)
Куликов Кузьма Иванович - удмуртский публицист, прозаик, историк, ученый. Родился 8 ноября 1937 г. в деревне Актэмыр (Елкибаево) Алнашского района Удмуртии. Окончил Асановский сельскохозяйственный техникум, сельскохозяйственный институт в Ижевске в 1964 г.

С 1962 г. К. И. Куликов - заведующий отделом культуры и быта обкома профсоюзов, лектор, затем заведующий отделом пропаганды ОК КПСС. В 1966 г. окончил Высшую партийную школу, с 1975 по 1979 гг.- аспирант Академии общественных наук при ЦК КПСС. Работал в проф. и парт. органах, зав. отд. Удмуртского ОК КПСС (1971-75). Защитив диссертацию на степень кандидата исторических наук, а позже – доктора исторических наук, с 1978 г. работает директором Удмуртского научно-исследовательского института при Совете Министров УАССР, ныне Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН. Под его руководством Институт вырос до авторитетного академического центра, получившего признание в России и за рубежом своими исследованиями в области финно-угроведения. Исследователь проблем гражданской войны, национально-государственного строительства восточно-финских народов, современных этнополитических и этнокультурных процессов в России.

Доктор исторических наук (1993), профессор (2001). Заслуженный деятель науки УР (1994) и РФ (1998). Член Союза писателей УР (1993) и РФ (2006). Участник 5 - 8 международных конгрессов финно-угроведов с 1980 г.

Автор более 200 научных трудов, в том числе 31 книги, среди которых есть научные монографии, научно-популярные книги, учебные и методические пособия, фотоальбомы, посвященные проблемам истории и культуры финно-угорских народов и России. Его перу принадлежат документально-художественные повести об исторических деятелях Удмуртии, научно-публицистические книги и статьи, художественные рассказы и сценарии. Неоценима его роль в организации междисциплинарных исследований средневекового городища Иднакар, разработке прибора для изучения культурного слоя неразрушающими методами, популяризации богатейшего археологического наследия, создании Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар», развитии системы декоративно-прикладного искусства и ремесел.

Первый рассказ появился в 1962 г. в районной газете «Ленинец» Завьяловского района. Вслед за ним в печати Удмуртии стали регулярно появляться публицистические статьи, очерки, рассказы.

В 1977 г. в издательстве «Удмуртия» вышла книга рассказов К. Куликова «Белые тропы», в 1991г. – «Версты мужества». Постоянными героями произведений автора стали сельские жители, которые предстают перед читателями в нравственно-этических конфликтах. Природа и человек - такова общая тематика ранних произведений писателя.

Основной жанр его творчества - историко-документальный. Он опубликовал повести о революционерах Удмуртии - Иване Пастухове и Трофиме Борисове, исследование о первом профессиональном поэте и ученом Кузебае Герде, сделал литературные записи мемуаров видных деятелей науки Удмуртии - профессоров С. И. Ворончихина, Н. В. Воробьева, А. И. Перевощиковой, А. М. Загребина и др. В 2004г. в журнале «Луч» опубликована его драматическая исповедь «Мы - весенние птицы».

Куликов К.И. - один из организаторов и идейный вдохновитель возрождения народных художественных промыслов в Удмуртии, автор научной концепции развития Национального Центра декоративно-прикладного искусства и ремесел, семинаров-конкурсов мастеров-резчиков по дереву по изготовлению садово-парковых скульпур и композиций.

Мастерам декоративно-прикладного искусства и ремесел большую помощь оказали его труды по раскрытию семантики средневековой зооморфной пластики на основе мифов, этнографии и фольклора.

Будучи членом Экспертно-консультативного совета при Комитете и Коллегии Комитета по делам национальностей, ныне Министерства национальной политики УР, входил в рабочие группы по разработке Конституции УР, Концепции государственной национальной политики, Закона о языках и др. Участник съездов удмуртов, прошедших в 1990-е годы, один из авторов проектов документов, принятых съездами. Он – заместитель председателя Республиканской термино-орфографической комиссии по удмуртскому языку при Председателе Госсовета Удмуртской Республики.

За плодотворную деятельность К. И. Куликов награжден орденом «Знак Почета» (1971), медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР. Лауреат государственной премии УР (2001). Участник V-VIII международных конгрессов финно-угроведов, Лауреат Нац. премии им. К. Герда (2007).

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Белые тропы: Рассказы.- Ижевск, 1977.-168 с.
Итыме вуиз кион: Юмореска//Молот.-1976.- № 10.- С. 55-56.
Сибирь шаеретй: Публ. статья//Молот.-1978.- № 4.- С. 37-40.
Удмуртия. Фотоальбом. - Ижевск. - 1980. - 158 с.
Батыр сюлэм: Очерк//Молот.-1981.-№ 5.- С. 4-12.
Урсул выж вамен: Верос//Молот.-1982.- № 4.- С. 15-21.
Сэдык: Калык мадёсъя//Молот.-1982.- № 9.- С. 34-39.
В боях за Советскую Удмуртию. - Ижевск, 1982
Юрмег выжы: Верос//Молот, - 1983. -№ 6.-С. 43- 49.
Анае гурзэ эстэм, дыр, но...: Верос//Молот.-1984.- № 1.-С. 25-31.
Map но уг лэсьто гажаса; Сайкан: Прозаен басняос // Молот.-1984.-№ 4.- С. 45-47.
Утюг: Юмореска//Молот. - 1984.-№ 10.-С. 46.
Куасьтэм чорыг//Молот. - 1985.-№ 9.-С. 52-53.
Лемтэй // Молот.- 1986.- № 1.- С. 57-59.
Иван Пастухов: Докум.-худож. повесть.- Ижевск, 1987.-252 с.
Документы. - Ижевск, 1987 (сост.)
Трокай: Повесть//Сов. Удмуртия.-1988.-30 окт.; 1, 4, 6, 7, 8, 13, 15, 17, 20, 24 нояб.
Эшъёс: Юмореска//Молот.-1989.-№ 1.-С. 61-62.
Вёрсты мужества: Очерки.- Ижевск, 1990.- 288с.
Мятеж в Ижевско-Воткинском районе. / в соавт. Дмитриев П.Н. - Ижевск, 1992. - 392 с.
Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. - Ижевск, 1993. - 280 с.
Дело «СОФИН». - Ижевск, 1997 – 368 с.
Удмуртия – субъект России. - Ижевск, 1999
Постижение Родины. - Ижевск, 2000. - 68 с.
Музей: История и современность: К 80-летию Национального музея УР. - Ижевск, 2000 - 270 с.
Успокоить историческую свою совесть: Пушкин как историк (к 200-летию со дня рождения) // Луч. - 2000. - № 9/10. - С. 72-77.
Вениамин Пуцек-Григорович - первый просветитель удмуртов // Луч. - 2000. - № 9/10. - С. 65-72.
Вашкалаысен - туннэозь // Вордскем кыл. - 2000. - № 5. - С. 15-21.
Сюрес урдсы медам кылe: [Не остаться бы на обочине] // Кенеш. - 2000. - № 10. - С. 8-14.
В режиме «мозгового штурма»: [ЧМЗ] // Урал в панораме ХХ века. - Екатеринбург, 2000. - С. 354-357.
Горение творчеством: [О М. Калашникове] //Урал в панораме ХХ века. - Екатеринбург, 2000. - С. 398-402.
Свет немеркнущей звезды // Воспоминания о Семёне Самсонове: Ст., воспоминания, письма. - Ижевск, 2000. - С. 126-129.
Древнее искусство Удмуртии. / Соавт. - Иванова М.Г. - Ижевск, 2000. - 216 с.
«С этой минуты Россия спасена!»: к 190-летию Бородинского сражения. - Ижевск, 2001 – 112 с.
Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства / в соавт. Иванова М.Г. - Ижевск, 2001. - 64 с.
Мятежный царедворец и дебёсский самозванец // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее: Материалы науч. конф. - Ижевск, 2002 - С. 14-44.
Изметинский Николай Леонтьевич: Слово ред. / Изметинский Н.Л. Леонард Васев. - Ижевск, 2002. - С. 4-8.
Возвращение чести // Наука, общество, человек: Вестн. Урал. отд-ния РАН. - Екатеринбург, 2003. - № 4 (6). - С. 93-102.
Мы - весенние птицы: Драмат. исповедь // Луч.- 2004.- № 7/8.- С.31-41.
Мы - весенние птицы: Драмат. исповедь // Луч. - 2004. - № 7/8. - С. 31-41.
Распятая честь: [О трагической гибели М. Худякова] // Казань. - 2004. - № 3. - С. 46-55.
Связь времен или возрожденная древность: III республиканский фестиваль-конкурс «Садово- парковая скульптура». - Ижевск, 2004. - 80 с.
2-я Армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья. 1918–1919 гг.
Грани Победы. - Ижевск, 2005 – 437 с.
Возрожденная древность: Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии. - Ижевск, 2005. - 196 с.
Остеологические коллекции в изучении динамики развития диких и домашних животных Прикамья. / В соавт. Иванова М.Г. - Ижевск, 2007. - 40 с.

***

2-я Армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья. 1918–1919 гг.: Документы. / Сост. - Ижевск, 1987
Бехтерев С.Л. Эсеро-максималистское движение в Удмуртии.// Отв.ред. - Ижевск, 1997. - 192 с.
Нереалистичность очевидна. / Соавт. Ванюшев В.М., Самсонов С.А. // Феномен Удмуртии. Т.3. Идеология и технология этнической мобилизации. Кн.1. Удмуртское национальное движение. Надежды. Возможности. Реалии. - Ижевск, Удмуртия, 2002. - С.150-152.
Удмурты в современном мире. (Содоклад) / Материалы VI Всеудмуртского съезда; Финно-угорские народы России в условиях реформ 1990-х годов. / Феномен Удмуртии. Т.3. Идеология и технология этнической мобилизации. Кн.2. Удмуртское национальное движение и финно-угорское сообщество. - Ижевск. Удмуртия. 2003. - С.304-307; 724-736.
Кряшены Удмуртии. (Соавтор - Шепталин А.А.)// Феномен Удмуртии. Т.3. Идеология и технология этнической мобилизации. Кн.3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути.- Ижевск, Удмуртия, 2003. - С.562-567.
Наследие Иднакара и современность / В соавт. // Альманах удмуртского ПЕН-клуба: Поэзия. Критика. Проза. Искусство. / Инвожо № 5-6, 2007, Ижевск. - С.6-13.
Липина С.А. Модернизационные процессы в промышленности Удмуртии накануне и в годы Первой мировой войны (1910 - 1917 гг.) // Науч.ред. - Ижевск, ИжГТУ, 2010. - 192 с.

II

Вклад учёных Удмуртии в науку России. - Ижевск, 1996. - С. 70–71
Ванюшев В. Возмужание: К.И. Куликову - 60 лет // Удм. правда. - 1997. - 5 нояб.
Финно-угроведение. - 1997. № 4. - С. 101–107;
Христолюбова Л. С. Учёные-удмурты: Биобиблиогр. справ. - Ижевск, 1997. - С. 22-24.
Айтуганова Л. Котьку уж пушказ // Кенеш. - 1997. - № 11/12. - С. 4-6.
Богомолова 3. Вакытлэн ныпъетэз: К. Куликовлы - 60 арес // Удмурт дунне. - 1997. - 6 ноябрь.
Кто есть кто Удмуртии? - Ижевск, 1999. - С. 183;
Удмуртская Республика: Энцикл. - Ижевск, 2000. - С. 438-439.
Институт: история и современность: К 70-летию УИИЯЛ УрО РАН. - Ижевск, 2001. - С. 253-255.
Институт: история и современность. - Ижевск, 2001. - С. 253–255;
Феномен Удмуртии. Т.3. Идеология и технология этнической мобилизации. Кн.2. Удмуртское национальное движение и финно-угорское сообщество. - Ижевск, Удмуртия, 2003. - 780 с.
Историки Урала ХVIII – XX вв. - Екатеринбург, 2003. - С. 190–191.
Богомолова З. Голоса эпохи: Статьи, воспоминания, эссе, очерки, письма. - Ижевск, 2003.- С.616-619.
Иванова М. Куликов Кузьма Иванович // Историки Урала XVIII-XX веков.- Екатеринбург, 2003.- С.190-191.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.73.

  Лебедева Серафима Христофоровна (1936)
Лебедева Серафима Христофоровна (1936)
Серафима Христофоровна Лебедева (родилась 20 августа 1936 года в деревне Шабердино Ижевского, ныне Завьяловского района У АССР) - историк-этнограф, заслуженный работник культуры УАССР, лауреат Национальной премии им. Кузебая Герда и Государственной премии Удмуртской Республики, почётный зарубежный член финского этнографического общества им. М. А. Кастрена. Училась в Шабердинской семилетней школе, окончила Глазовское педагогическое училище (1955) и исторический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина (1965). Учила детей в начальных классах в Шабердино и в школах города Ижевска. В Национальном музее Удмуртской Республики им. К. Герда (до 1994 года Удмуртский республиканский краеведческий музей) работает с 1970 года. С 1990 г. возглавляет отдел этнографии. Занимается экспозиционной и научно-просветительной работой, комплектованием фондов музея. Была бессменным руководителем этнографических экспедиций музея в 1973-2003 годы, в результате которых сформирована богатая коллекция обо всех группах удмуртов, в ней особо ценной является коллекция одежды. С. Х. Лебедева собирала её более 30 лет, она автор многих этнографических выставок и книг. С научными экспедициями музея побывала во всех районах Удмуртии, а также у удмуртов Башкортостана, Татарстана, Марий Эл, Пермской и Кировской областей, Красноярского края. В 1977-1993 гг. участвовала в ежегодных этнографических экспедициях российского, эстонского и венгерского этнографических музеев с последующими обменными выставками. "Благодаря ей, – говорит директор Национального музея Удмуртской Республики Р. Ф. Мартынова, – у нас создана уникальная коллекция по этнографии, у музея установились тесные связи с зарубежными коллегами... Настоящих музейщиков, как она, сейчас мало." С. Х. Лебедева – автор более десятка опубликованных работ, в том числе четырёх выпусков каталога "Одежда" (в соавторстве с Л. А. Волковой).

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Лебедева С. Х. Возможности музеев немалые / С. Х. Лебедева // Феномен Удмуртии. – Ижевск, 2003. – Т. 5 : Нациестроительство и межэтн. отношения. – С. 337-338
Удмурт калык дйськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt Folk Costume. - Ижевск, 2008. - 208 с.
Удмуртская народная одежда. - Ижевск, 2008. - 41 с.
Удмурт калык пужыятон = Удмуртская народная вышивка = Udmurt Folk Embroidery. - Ижевск, 2009. - 88 с.

***

Лебедева С. Х. Ойдо ч:ош пуком : [беседа] / С. Х. Лебедева ; записала Л. Малых // Удмурт дунне. – 2005. – 2 дек. – С. 6, 11. – (Удмурт кизилиос).
Лебедева С. Х. Шаермылэн дано нылыз : [беседа] / С. Х. Лебедева ; записала Ольга Рыжакова // Ашальчи. – 2006. – N 2. – С. 16-18
Романова Г. В. Ки йылазы нуллйзы : [к 70-летию] / Г. Романова ; фот. К. Семёнов // Удмурт дунне. – 2006. – 23 авг. – С. 1
Лебедева С. Х. Ойдо ч:ош пуком : [беседа] / С. Х. Лебедева ; записала Л. Малых // Удмурт кизилиос : очерки, зарисовки, интервью (2001-2007). – Ижевск, 2007. – С. 198-199 : фот.
Лебедева С. Х. Камалидэ ош али! : кызьы дйсяськизы вашкала удмуртъёс? : [беседа] / С. Х. Лебедева ; записала Е. Миннигараева // Удмурт дунне. – 2008. – 4 мая. – С. 5 : фот.

II

Христолюбова Л. С. Учёные-удмурты : биобиблиогр. справ. – Ижевск, 1997. – C. 69-70
Календарь знаменательных и памятных дат Удмуртии, 2006 [Электронный ресурс] / Нац. б-ка Удмурт. Респ. – Ижевск, 2005;
Малахова Н. Настоящий музейщик / Нэля Малахова // Удмуртская правда. – 2006. – 8 сент. – С. 13
Лебедева Серафима Христофоровна // Феномен Удмуртии. – Ижевск, 2008. – Т. 7 : Хроника этнополит. жизни, 1988-2004. – С. 338-339 : фот.

  Лигенко Нэлли Павловна (1945)
Лигенко Нэлли Павловна (1945)
Лигенко Нэлли Павловна – историк, доктор исторических наук (2004). Родилась 1 января 1945 года в с. Якшур-Бодья УАССР. Окончила Можгинское педагогическое училище (1962), исторический факультет УГПИ (1967), аспирантуру Лениградского отделения Института истории СССР АН СССР.

Работала учителем начальных классов Якшур-Бодьинской средней школы УАССР (1962-63), преподавателем истории и обществоведения медицинского училища г. Салехард Ямало-Ненецкого НО (1967–1968).В 1968–1971 – научный сотрудник, зав. сектором истории Удмуртского республиканского краеведческого музея. С 1973 работает в Удмуртском институте истории, языка и литературы УрО РАН: научный сотрудник, и.о. зав. отделения истории, ст. научный сотрудник, с 2005 ведет научный сотрудник отдела истории.

Внесла заметный вклад в исследование проблем социально-экономической истории Удмуртии: развитие крестьянской промышленности во второй половине XIX в., впервые в региональной историографии осуществила исследование истории предпринимательства, в т.ч. купеческой торговли. Введён в научный оборот широкий круг источников, выявленных в фондах многих архивов страны.

Опубликовала более 85 научных работ, в т.ч. 4-х монографий по социально-экономической истории, в т.ч. монографию «Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма (60–90-е гг. XIX в.)» (Ижевск, 1991); «Купечество Удмуртии. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века» (Ижевск, 2001); учебно-методическое пособия по краеведению. Один из редакторов и авторов книги «История Удмуртии: Конец XV– XX века» (Ижевск, 2004); автор статей в энциклопедиях «Уральская историческая энциклопедия» (Екатеринбург, 1998), «Удмуртская Республика» (Ижевск, 2000).

Участник разработки и реализации научно-исследовательских программ УдГУ: межвузовская «Народная художественная культура в проблемах знания, образования, творческой практики и производства» (зам. науч. рук.), «Научное и методическое обеспечение художественного и художественно-педагогического образования». Один из разработчиков программы региональной системы образования проблемно-творческой лаборатории «Познание национальных культур в детской библиотеке» (1992-2004).

Член диссертационного совета (УдГУ), член Учёных Советов Национального музея УР им. К. Герда и Комитета по делам архивов при Правительстве УР. Занимается общественной работой, является членом президиума Якшур-Бодьинского землячества.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма (60 - 90-е гг. XIX в.) - Ижевск, 1991. - 176 с.
Совершенствование художественно-педагогического образования в России. Материалы Купечество Удмуртии. Вторая половина ХIХ – начало ХХ века. - Ижевск, 2001. - 432 с.
Историография истории Удмуртии второй половины XIX – начала XX в. //Институт: история и современность (К 70-летию Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН). Ижевск, 2001. С. 94-113;
Особенности предпринимательской деятельности купечества Удмуртии (вторая половина XIX – начало XX вв.) //Мир предпринимательства Поволжья в исторической ретроспективе: Сб. ст. Мат-лы науч. конф. Чебоксары, 2002. С. 97-111;
Базар, торжок, ярмарка: Метод. пособие //Сер. Краеведение. Ижевск, 2004;
Благотворительная деятельность купечества Удмуртии во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. //Благотворительность в России. 2003/2004.
Исторические и социально-экономические исследования. Сб. издан в рамках программы Междунар. благотворит. фонда им. Д.С. Лихачёва «Благотворительность в России как социальный институт: история и развитие». СПб., 2004. С. 168-172.
История Удмуртии: конец ХV - начало XX века. / В соавт. – Ижевск, 2004. – 552 с.
Культурное и художественное наследие в образовании. / В соавт. – Ижевск, 2004. – 274 с.
Хрестоматия по истории Удмуртии в 2 томах. / В соавт. – Ижевск, 2007.
Онтология художественной культуры Западно-Приуральского региона II тыс.н.э. / В соавт. – Ижевск, 2008. - 452 с.
История Удмуртии. Вторая половина ХIХ века. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / Соавт. - Петров А.Н. - Ижевск, Удмуртия, 2010 - 80 с.

***

Очерки истории Удмуртии XIX века. Выпуск 3. / Отв.ред. – Ижевск, 1996. – 292 с.
Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. / Ред. – Ижевск, 1999. – 390 с.
Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики. / Рец. – Ижевск, 2000. – 480 с.
Всероссийской конференции 2-5 ноября 1999г. / Ред. – Ижевск, 2000. – 575 с.
П.И.Чайковский и Удмуртия. К родословной : Сборник документов. / Рец. – Ижевск, 2001. – 148 с.
Камбарка. Документы и материалы 1741-2002. / Науч.ред. – Ижевск, 2004. – 436 с.
Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. Научный журнал / Ред. – ежегод.
Предпринимательские династии Камско-Вятского региона XVIII - XX вв. / Отв.ред. и сост. – Ижевск, 2008. – 260 с.
Бехтерева Л.Н. Торговля и предпринимательство Удмуртии в период новой экономической политики (1921–1929 гг.). / Отв.ред. – Ижевск, 2008. – 272 с.
Краеведческое исследователя в системе «школа-вуз». / Соавтор - Огородникова А.В. // Традиции и инновации в образовании: Материалы VIII республиканской научно-практической конференции (5 мая 2010 г.). Выпуск 8. - Ижевск, 2010. - С.15-16.

II

Институт: история и современность (К 70-летию Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН). Ижевск, 2001.
Благотворительность в России. СПб., 2002. С. 12, 20. Ред.. Е.П. Никонова.

  Луппов Павел Николаевич (1867 - 1949)
Луппов Павел Николаевич (1867 - 1949)
Павел Николаевич Луппов родился 22 октября (3 ноября) 1867 г. в с. Усть-Чепца Вятской губернии в многодетной семье сельского псаломщика. Семья Лупповых, коренных вятчан, служивших в местных церквях с первой половины ХVIII в., выделялась среди других большим вниманием родителей к образованию и будущему своих детей (все четверо сыновей получили высшее образование, а две дочери - среднее). Уже в семье дети постигали вместе с тяжелым крестьянским трудом хорошее воспитание и азы обучения. Местные сказки, песни, обычаи, повседневная жизнь селян оказали сильное влияние на молодого Павла, отличавшегося смекалкой, острым умом и прекрасной памятью и предопределили его интерес к истории края, а впоследствии к этнографии, статистике, фольклору, народному быту.

В родном селе с 5 лет Павел посещал земскую школу, быстро освоил чтение, грамматику и через четыре года, сдав экзамен, успешно закончил ее. В августе 1877 г. семья решила отправить сына вслед за старшим братом Александром в первый класс Вятского духовного училища, где он изучал гуманитарные науки, языки. На выпускных экзаменах 1881 г. 13-летний Павел получил по всем предметам высшие баллы. Закончился важный этап его биографии.

После училища в родном селе Павел помогал отцу в составлении списков прихода, сверял метрические книги, документы, работал с церковным архивом, приобретая первые навыки знакомства с различными видами источников, их содержанием, о чем писал позднее в автобиографии. В XIX в. именно из духовного сословия вышло немало знаменитых историков (например, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие).

В том же 1881 г. продолжил курс духовного образования в Вятской семинарии. П. Луппов кроме богословских дисциплин изучал словесность, историю литературы, гражданскую историю, философию и логику, современные языки.

Общественная жизнь семинарии и г. Вятки в 1880-е гг. была достаточно оживленной, привлекая инициативного и уже вполне самостоятельного П. Луппова, увлеченного передовой литературой, новыми знакомствами. От М.П. Бородина, местного общественного деятеля, бывшего ссыльного, он получал книги Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова. Активные духовные искания молодого семинариста, демократический дух эпохи с новой силой пробудили в нем интерес к истории, в том числе одного из народов Вятского края удмуртов. Неслучайно первые исторические зарисовки появились именно в период учебы в семинарии. В «Вятских губернских ведомостях» время публиковали материалы о сельской жизни, но они были скудны на факты. П. Луппов решил попробовать свои силы на этом поприще и летом на каникулах записывал от крестьян-односельчан рассказы о примечательных местных событиях, удивляясь фологизированности и разрозненности полученных сведений.

П. Луппов собирает информацию по истории раскола, появлению раскольников в Вятском крае. Летом 1886 г. записан рассказ о старообрядцах Быстрицкого прихода Орловского уезда. Через год 19-летний Павел Луппов заканчивает 6 классов Вятской духовной семинарии, тщательно собирая и сохраняя все свои тетради и записи, относясь к ним с особым почтением, как к потенциальному историческому материалу. Такая методичность и предусмотрительность позволила ему позднее в 1912-1913 гг. написать воспоминания об учебе в вятке, к сожалению, так и оставшиеся неопубликованными.

В 1887 г. педагогический совет семинарии направил П.Н. Луппова «за отличные умственные способности, отличные успехи в науках ... » вместе с несколькими другими выпускниками для продолжения образования в Казанскую духовную академию за казенный счет.

Два с половиной года учебы в Казани имели определяющее значение для его мировоззрения. В 1880-е гг. в высших учебныx заведениях Казани были распространены кружки самообразования, где студенты активно изучали российскую действительность, политическую экономию и право. К одному из таких кружков, где читали и обсуждали рефераты на различные злободневные темы, шли споры, примкнул и П.Н. Луппов, всей душой приняв идеи народничества и просвещения, став вскоре и сам руководителем подобного кружка. На основе собранных в каникулярных поездках материалов П.Н. Луппов начинает публиковать первые статьи. В «Казанском биржевом листке» помещена статья о вятских этнографических наблюдениях под названием «Деревенские радуницы».

Летом 1889 г. П.Н. Луппов участвовал в земской переписке для изучения быта населения нескольких уездов Нижегородской губернии. В самом Н. Новгороде присутствовал на собраниях местной интеллигенции, где встречался с В.Г. Короленко и другими известными общественными деятелями. Знакомился с бытом помещичьих крестьян, методами массового опроса населения. Интересовался языком, образом жизни и обрядами удмуртов.

В январе 1890 г. П.И. Луппов был вызван в канцелярию жандармского управления на допрос по поводу нелегальных библиотек, политическиx ссыльных и студенческих протестов, к которым якобы причастен кто-то из его товарищей. 26 января того же года ректором академии объявлено об отчислении студента П. Луппова с требованием вернуться в родную Вятку. Истинные мотивы отчисления так и остались неизвестными. Скорее всего, некоторое время (1890-1894) П.И. Луппов находился под негласным наблюдением полиции за свою активную работу в нелегальных кружках. На положении поднадзорного и лица «возбуждающего cомнения по отношению политической благонадежности» бывший студент, сам того не подразумевая, прибывал и в Вятку, где поступил на службу в городскую управу.

П.И. Луппов становится корреспондентом редакции газеты «Казанский биржевой листок» по Вятской губернии. Вятское земство приглашает его для участия в подворной переписи как руководителя отряда в Сарапульском уезде - районе, населенном преимущественно удмуртами. Так закрепляется интерес исследователя к изучению истории и культуры народа. По окончании этой работы П.И. Луппов стал учителем земской школы с. Дебесы, инициировав там проведение ряда интересных педагогических реформ. Поскольку среди его учеников преобладали удмурты, учитель начал вести записи о национальном быте, предполагая воплотить их в книгу. В то время П.И. Луппов окончательно формируется как историк Вятки, осознавая слабую изученность края и особую актуальность такой работы, ставшей делом всей его жизни. Дебесская эпопея длилась недолго, т.к. энергичный учитель стал жертвой доноса местного священника, обвинявщегo его в распространении среди учеников и учителей опасных взглядов, после чего учительствовать стало более невозможно. Опальный учитель до 1893 г. работал делопроизводителем в Вятской городской и земской управах, а летом того же года получил разрешение на продолжение обучения в Mосковской духовной академии (МДА), где пребывал до 1895 г.

Историю удмуртского народа, совершенно неизвестную тогда и не описанную, П.Н. Луппов начал разрабатывать на 4-м курсе Московской духовной академии. Научным руководителем его кандидатского сочинения «Христианство у вотяков со времен первых известий о них до XIX века» стал известный профессор Е.Е. Голубинский - либеральный историк русской церкви. Тема была выбрана неслучайно - молодой исследователь хотел сказать что-то новое, особенно по сюжетам, которые волновали его с детства и по которым сведения он собирал весьма длительное время. Цель - собрать воедино разрозненные этнографические, статистические материалы, церковные, миссионерские документы, подтвердить или опровергнуть бытовавшие слухи и легенды. Много необходимых данных, в том числе и по ХVIII в., оказалось в архиве Вятской духовной консистории, изучаемом П.Н. Лупповым в течение четырех месяцев, а также в петербургских архивах. Именно использование архивных материалов - самая сильная сторона его научных трудов.

Защита диссертации затянулась по причине участия П.Н. Луппова в «Мултанском деле». Роль ученого заключалась в том, что он наряду с В.Г. Короленко выступил с убедительными и компетентными аргументами против существования у удмуртов человеческих жертвоприношений. На волне общественного интереса к этому процессу в газете «Вятский край» в июле-августе 1895 г. была напечатана первая глава диссертации, подтвердившая высокую актуальность проблемы. Чуть позже в той же газете появилась статья «Приносились ли вотяками человеческие жертвы в XVIII в.», которая оказалась приложена к документам защиты на Судебном процессе. По протекции В.Г. Короленко 8 февраля 1896 г. ученый выступил в Петербурге с докладом по собранным материалам на заседании отделения этнографии Русского географического общества. В ходе «Мултанского дела» П.Н. Луппов подготовил и напечатал в газетах 8 статей, сделал несколько заметных докладов и в значительной мере способствовал вынесению оправдательного приговора в адрес удмуртских кpестьян. Эти события привели к установлению крепких и длительных связей историка с научными и государственными учреждениями Удмуртии (тогда - Вотская автономная область).

Активное участие в «Мултанском деле», общественная поддержка, интepec со стороны коллег помогли П.Н. Луппову в написании начатого научного сочинения. В 1898 г. диссертация, имевшая в основе более 500 архивныx документов, была подана в совет МДА на соискание степени магистра церковной истории. В 16 главах его книги излагается в общих чертах история народа, быт, развитие просвещения и множество других важных сюжетов. За свою книгу, стремительно разошедшуюся всем тиражом и переизданную в 1901 г. в г. Вятке, П.И. Луппов получил премию Синодального учебного комитета.

В 1890-е г. ученый окончательно определился с краеведческой специализацией, опиравшейся на блестящее знание местной статистики и архивов. В 1896-1917 гг. в целях получения стабильного заработка и доступа к богатым архивам П.И. Луппов трудился в школьно-статистическом отделе Синодального училищного совета, в том числе и как заведующий. Им подготовлены десятки статей, посвященных начальной школе, составлялись ежегодные обзоры. За серию тематических диаграмм жюри Петербургской международной выставки 1903 г. присудило ему золотую медаль. Стремясь ликвидировать пробелы в светском историческом образовании в 1902-1903 гг. П.Н. Луппов учила в Петербургском археологическом институте, посещая вечерние лекции, что позволило ему в последующие годы на некоторое время статъ преподавателем истории в гимназии.

В работе «К вопросу об изучении грамотности населения» (1909 г.) предлагает методику применения статистического материала в исторических исследованиях. Занятия статистикой не прервали работу по изучению истории удмуртов: в Синодальный архив была возможность выписывать архивные дела из других мест, в том числе из Вятки, что придавало научным исследованиям необходимую степень детализации. Вторую монографию П.И. Луппова историко-этнографического содержания «Христианство у вотяков в первой половине ХIХ века» (1910 можно рассматривать как продолжение первой книги, но по более узкой тематике - анализ деятельности Вятских епархиальных властей и миссионеров по христианизации удмуртов. Данное исследование было представлено в 1913 г. в Совет Казанской духовной академии для защиты в качестве докторской диссертации. В то же время автор публикует 12 статей по частным вопросам в различных периодических изданий развивая свой главный тезис о принудительном xapaктeре христианизации, которая показана на широком фоне социальной, хозяйственной и духовной жизни народа (быт, одежда, пища, занятия, обычаи, обряды). В годы Первой мировой войны П.Н. Луппов написал несколько брошюр, посвященных истории и состоянию системы образования в стране, а также проблемам отражения войны в различных документальных свидетельствах, ратуя за их бережное сохранение.

Революционные события в России привели к централизации всего архивного дела и повлияли на изменение и расширение исследовательских интересов ученого, он начинает новые темы. После непродолжительной службы бы в течение 1918 г. начальником финансового отдела московского Главархива П.И. Луппов по семейным обстоятельствам переезжает в г. Вятку и сосредотачивает внимание на сборе, систематизации, сохранении, дальнейшем описании и изучении уже хорошо знакомых ему архивов. С этого времени он становится ведущим исследователем-краеведом вятского края, оставаясь до 1924 г. председателем Вятского губернского архивного комитета.

Неслучайно, что 1920-1930-е гг. - время расцвета научной деятельности историка, несмотря на ослабленное здоровье (условия работы в холодных и темных архивах были очень неблагоприятными, а материальное положение нестабильным). Одновременно с 1919 по 1930 г. П.И. Луппов являлся преподавателем истории края и этнографии в Вятском пединституте. При недостатке учебной литературы особое внимание в работе со студентами он отводил методике и владению источниковедческим анализом. Вместе со студентами как руководитель кpаеведческого кружка он проводил полевые исследования, экскурсии по городу, выступал с публичными лекциями.

Научно-исследовательская работа старшего научного сотрудника П.И. Луппова в этот период была связана с открытым в 1922 г. в Вятке НИИ краеведения, где он трудился до 1941 г., а также с руководимым им с 1923 г. Вятским историческим обществом. До ликвидации общества в 1930 г. в ходе разгрома краеведения советской властью в первой половине 1930-х гг. П.И. Луппов подготовил 32 доклада по всем темам своей научной работы. С 1925 г. готовился к написанию обобщающей истории удмуртского народа, посетив архивы всех бывших губернских столиц и уездных городов. В поисках необходимых данных уже в почтенном возрасте объездил все Прикамье и Приуралье, другие регионы страны, собирая архивные и полевые материалы по удмуртам и другим народам. В итоге 12-летней работы получился обширный свод различных документов (111 единиц) по истории ХV-ХVII вв. в пяти главах - ценный источник по истории, географии, экономике, изданный в 1958 г. уже после смерти ученого. В планах ученого значились составление историко-археологического очерка ВАО, история русской колонизации края, вятских городов и сел, политической ссылки (13 опубликованных работ на эту тему), организация преподавания краеведения, дальнейшее изучение истории удмуртов, ряд публикаций и методических разработок, консультации коллег и педагогов со всей страны для достижения главной цели всей многосторонней деятельности - широкой, планомерной, коллективной работы по исследованию местного края. Многие из этих начинаний так и не воплотились в результаты.

В сложных условиях советского периода 1930-1940-х гг. П.Н. Луппов продолжал, несмотря на все трудности, жить своей работой, писать локальную историю - «Исторический очерк Вятского края» (1929). Очерк отличали как всегда солидная источниковая база, системность и доступность изложения, четкость периодизации, обилие фактических и методических материалов. Проблемам национально-освободительного движения удмуртов и других народов Поволжья посвящено 6 специальных работ П.Н. Луппова. Но главным делом ученого в предвоенные годы стал труд «История города Кирова. Исторический очерк города от его возникновения до Февральской революции», поданный в 1939 г. на кафедру истории СССР ЛГУ как докторская диссертация и итог более чем двадцатилетней деятельности (книга по определенным причинам издана только в 1958 г. под названием «История города Вятки»). Исследование - первый цельный очерк - содержит исторически последовательный материал о территории, населении, планировке, занятиях, торговле, управлении, образовании, медицине жителей Вятки, сопровождается объемными справочными данными на основе различных источников. В июле 1944 г. П.Н. Луппову по представлению ЛГУ присуждена ученая степень доктора исторических наук по данной рукописи без защиты диссертации. Крупнейший исследователь Bятки всегда активно сотрудничал с Удмуртским НИИ истории, языка, экономики, литературы и языка при СНК УАССР, активно публиковал в научных сборниках свои статьи и документы по истории удмуртов. 5 мая 1945 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель нayки УАССР».

В январе 1947 г. П.Н. Луппов по состоянию здоровья переехaл из Кирова к семье в Ленинград, где к лету закончил автобиографию. 2 февраля 1949 г. 82-летний ученый скончался. В списке опубликованных научных трудов, составленным им незадолго до смерти учтено 98 названий: 49 - работы об удмуртах и Удмуртии, 49 - по истории Вятского края и методике исследования, а также 29 неизданных сочинений (14 по
удмуртам и 15 по Вятке).

П.Н. Луппов - один из лучших представителей российской интеллигенции, этнограф, краевед, археограф, гуманист-просветитель. Как историк он любил темы, по которым было всегда недостаточно литературы, являясь во многих темах первопроходцем, его справедливо называют одним из первых со собирателей и создателей истории удмуртов, заложившем источниковую базу удмуртской историографии. Обрабатывая богатейший материал, он всегда обращал самое пристальное внимание на «мелочи» социальной и повседневной жизни.

Верный выбранным в юности идеалам народничества, задаче создания объективной картины истории на основе строго достоверных данных П.Н. Луппов оставил уникальный опыт архивного и статистического исследования, знания и понимания документа. Собранный им обширный исторический материал уникален для понимания удмуртской культуры и сегодня, своими трудами он опровергнул представления, что малочисленные удмурты не могли иметь своей истории.

Как истинный корректный ученый П.Н. Луппов был всегда осторожен в выводах, замечаниях, его стиль - рассказ, самостоятельные выводы предполагалось оставить читателю, за что нередко подвергался критике со стороны «настоящих» историков за сухость изложения, боязнь развернутых рассуждений. Но в этом и проявились главные качества исследователя - все внимание к фактам, стройность и обдуманность замысла, доступность, системность, тщательность, ясность повествования. Именно поэтому труды, критически проверенные П.Н. Лупповым, и опубликованные им источники могут использовать и современные историки.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. - Вятка, 1901. - 298 с.
Христианство у вотяков в первой половине XIX века. - Вятка, 1911. - 568 с.
Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине ХIX века. - Вятка, 1911. - 318 с.
Громкое дело мултанских удмуртов (вотяков), обвинявшихся в человеческом жертвоприношении (1892-1896). - Ижевск, 1925. - 40 с.
Обзор быта нацмен Вятско-Ветлужского края // Вятско-Ветлужский край. - Вятка, 1926. № 1.
Современное население Вятского края // Вятский край: Сб. в помощь учителю. - Вятка, 1929. - С. 338-348.
Исторический очерк Вятского края. - Вятка, 1930. - 48 с.
Северные удмурты в XVI-XVII вв. // На удмуртские темы. - М., 1931. - С.112-144. (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).
Политическая ссылка в Вятский край. - М., 1933. - 208 с.
К характеристике борьбы удмуртов и бесермян против каринских мурз в конце ХVII века // Записки УдНИИ. 1936. - № 6. - С. 154-184.
Выступление удмуртов, бесермян и татар Вятской земли против бывшего воеводы Римского-Корсакова в 1694 г.: Документы // Записки УдНИИ. - Ижевск, 1938. Вып. 8. - С. 261-271.
Документы по истории Удмуртии ХV-ХVI вв. - Ижевск, 1958. – 419 с.
О бесермянах // О бесермянах: Сб. ст. - Ижевск, 1997. - С. 19-49 (Библиогр.: 60 назв.)
Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. – Ижевск, 1999. – 390 с.

II

Садаков М.А. П.Н. Луппов - первый историограф Удмуртии // Записки УдНИИ. - Вып. 20. - Ижевск, 1968. - С. 202-236.
Павел Николаевич Луппов. Биобиблиографический указатель / Сост. Г.Ф. Чудова. - Ижевск, 1985. - 92 с.
Бердинскиx В.А. Историк на грани эпох: Павел Луппов - первый историк удмуртского народа. - Ижевск, 1991. - 128 с.
Макаров Л.Д. П.Н. Луппов о древнерусской колонизации Вятского края // Историк. Время. Архив: К 130-летию со дня рождения П.Н Луппова: Мат-лы науч.-практич. конф. - Ижевск, 1998. - С. 27-32.
Гришкина М.Г. Луппов П.Н. // Удмуртская Республика: Энциклопедия / Гл. ред. В.В. Туганаев. - Ижевск, 2000. - С. 464.
Загребин А.Е., Черниенко Д.А. Ученые-краеведы Удмуртии: Историко-биографические очерки. – Ижевск, 2007. - С.50-56.

  Малых Александр Павлович священник (1972)
Малых Александр Павлович священник (1972)
Священник Александр Павлович Малых родился в 1972 году в Ижевске. В 1994 окончил Удмуртский государственный университет по специальности «физика». В 1995-м служил В армии. В 1996-2004 годах обучался очно в Московской духовной семинарии и академии (г. Сергиев Посад). По окончании обучения вернулся в Ижевск. В 2005 году архиеп. Ижевским и Удмуртским Николаем рукоположен в сан священника. В июне 2009 года в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословских наук на тему: «История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке». Женат, двое детей.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

История Ижевской и Удмуртской епархии в XX веке. - Ижевск, 2010. - 384 с.

II

История Ижевской и Удмуртской епархии в XX веке. - Ижевск, 2010. - 384 с.

  Мельникова Ольга Михайловна
Мельникова Ольга Михайловна
Мельникова Ольга Михайловна - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории первобытного общества Удмуртского государственного университета. Область научных интересов - история и историография отечественной археологии, история археологии в российской провинции, научное археологическое сообщество, научные школы в археологии, методология историографических исследований. Автор более 150 опубликованных научных работ.

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Свердловская научная археологическая школа В.Ф. Генинга (1960-1974гг.). - Ижевск, 2003 - 194 с.
Пермская научная археологическая школа О.Н. Бадера (1946-1955гг.). - Ижевск, 2003 - 182 с.
Научная археологическая школа Р.Д. Голдиной в Удмуртском университете. - Ижевск, 2006 - 142 с.
Провинциальное археологическое сообщество Вятской, Казанской, Пермской гyберний (вторая половина XIX - начало XX вв.). Биобиблиографический словарь-справочник. - Ижевск, 2007 - 118 с.

***

Особенности формирования локального археологического сообщества в российской провинции (конец ХIX - начало XX вв.).// Общественно-политическая мысль в России: традиции и новации. - Ижевск, 2008. - С.138-143.
Археология на страницах «Вятских епархиальных ведомостей». // Ежегодник финно-угорских исследований. Выпуск 3. - Ижевск, 2010 - С.77-84.
Письма О.Н. Бадеру 1946 - начала 1954 гг. как источник по истории советской археологии. // Археологическое наследие как отражение исторического опыта взаимодействия человека, природы, общества (XIII Бадеровские чтения). Материалы Всероссийской научной конференции. - Ижевск, 2010. - С.21-29.
Письма О.Н. Бадера в Центральном архиве Нижегородской области. / Соавт. - А.А. Кузнецов (Нижний Новгород) // Археологическое наследие как отражение исторического опыта взаимодействия человека, природы, общества (XIII Бадеровские чтения). Материалы Всероссийской научной конференции. - Ижевск, 2010. - С.29-38.

II

Голдина Р.Д., Бернц В.А. Тураевский I могильник - уникальный памятник эпохи великого переселения народов в Среднем Прикамье (бескурганная часть): материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. - Ижевск, 2010 - С.497.

  Мункачи Бернат (1860-1937)
Мункачи Бернат (1860-1937)
Выдающийся сын венгерского народа внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки: он в течении всей жизни неутомимо собирал, изучал и публиковал сотни тысячи произведений фольклора, изучал языковые особенности не только венгерского, но и других родственных финно - угорских народов.

10 апреля 1885 года по поручению Венгерской академии наук он приезжал к удмуртам. В соборе фольклорного материала ему оказал помощь директор Казанской инородческой учительской семинарии, Видный просветитель народов Поволжья и Прикамья Н.И. Ильминский. Он дал венгерскому учёному двух учащихся семинарии, удмуртов по национальности, один из которых – Николай Иванов – помогал ему записывать тексты в оригинале. Учёный проехал несколько удмуртских уездов. В деревне Шактапи (официальное название – Большой Чибирь), что недалеко от Селты (центральная часть современной Удмуртии), он записал легенду «Калмез бакатыръёс» («Калмезские богатыри»). Собранные фольклорные материалы, включая и эту легенду, он издал в 1887 году в Будапеште. Книга выпущена на венгерском языке, но фольклорные тексты даны параллельно – на удмуртском языке в латинской транскрипции и на венгерском.

Перечень источников:

                        Библиография:     

  Новиков Анатолий Васильевич (1931)
Новиков Анатолий Васильевич (1931)
Анатолий Новиков родился в Сарапуле. Трудиться начал с 13 лет. После службы в армии поступил на работу учителем труда в ижевскую школу № 28 и всю свою дальнейшую жизнь посвятил делу воспитания новых поколений и познанию родного края.

Анатолий Васильевич создал музеи в школах №№ 9, 24 и 16, содействовал организации музеев Национального банка Удмуртской Республики, Ижевской медицинской помощи, активно помогал воссоздать историю завода «Редуктор». Будучи известным краеведом, коллекционером, он собрал и безвозмездно передал в музеи Удмуртии свыше 30 000 ценных исторических документов и экспонатбв. Анатолий Новиков - автор двух книг по истории Ижевска и Удмуртии. Член Союза журналистов России и Союза литературного фонда России.

Анатолий Васильевич награждён многочисленными дипломами, благодарностями, памятными знаками и медалями. Имеет звания «Почётный ветеран мотоциклетного спорта СССР», «Почётный ветеран автомобильного спорта СССР», «Отличник народного просвещения России», «Заслуженный учитель Удмуртской Республики».

Перечень источников:

                        Библиография:    I

Золотой ларец. Книга для чтения по истории и краеведению. - Ижевск, 1999 - 500 с.

II

Ижевск. Любимый город. - Ижевск, Известия Удмуртской Республики, 2010 - С.146-147.

[1] [2] [3] [4] [5] [6

   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   УКАЗАТЕЛЬ РАЗДЕЛОВ

Программное обеспечение сайта, дизайн, оригинальные тексты, идея принадлежат авторам и владельцам сайта www.alibudm.ru
Информация о изданиях, фотографии обложек, описание и авторские рецензии принадлежат их авторам, издателям и рецензентам.
Copyright © 2007 - 2014      Проект:   Книги Удмуртии - почтой



Рейтинг@Mail.ru www.izhevskinfo.ru